Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№2 (470) 17 января 2005 г. Экономика

С НОВЫМ ГАЗОМ

17.01.2005
Сергей ЖБАНОВ

Пока белорусские граждане приходили в себя, ознакомившись с содержанием квитанций на оплату коммунальных услуг за декабрь, Александр Лукашенко не сидел сложа руки, а созвал совещание по вопросам формирования цен и тарифов на природный газ, электричество и тепловую энергию и строго напомнил правительству: «Если уж надо чем-то поступиться, то не интересами людей: у нас они не такие богатые».

К сожалению, бороться с новой напастью - газовым контрактом на 2005г. - президенту приходится в состоянии некоторой неопределенности, т.е. не имея под руками точных данных о финансовых последствиях для населения белорусско-российской газовой войны 2004г. Глава Комитета госконтроля пообещал любимому руководителю предоставить информацию о расходах населения на содержание ЖКХ «в скором времени».

Из-за туманной атмосферы, не рассеявшейся к началу совещания, Александру Лукашенко пришлось ограничиться идеологически беспроигрышным общим призывом к правительству: «Защитить население, экономику, потребителей газа и теплоэнергии».

Снимая стресс у населения, президент в очередной раз напомнил, что именно Россия нарушила договоренности в рамках Союзного государства, отказав нам во внутренних российских ценах, а заодно растолковал (на примере газа) новый принцип взимания НДС, за который правительство Беларуси так упорно и долго боролось. «Возникает ситуация, когда нам надо к этой прошлогодней цене на газ приплюсовать 18% НДС. Таким образом, на 18% может повыситься цена на газ, а это увеличение цен на электричество и на газ для потребителей, в том числе для граждан, и на тепловую энергию», - к такому умозаключению пришел президент.

Президент не ошибается. Но ситуация возникла не сегодня. Переговоры о переходе на международный принцип изъятия НДС велись с 2000г. Прошло пять лет, соглашение подписано, а белорусские власти до сих пор считают, что Россия, сотрясаемая социальными выступлениями льготников, должна просто подарить Беларуси часть своих ежегодных бюджетных доходов в размере $200 млн. Надежды не оправдались, Лукашенко вынужден признать: цена «прошлогодняя», а поднимать цену нам «надо» самим и почему-то на 18%.

Ориентируясь именно на эту величину НДС, установленного российским законодательством, президент призвал правительство найти внешние и внутренние источники компенсации дополнительной налоговой нагрузки на белорусскую экономику. В качестве внешнего утешения президент потребовал от правительства выработать более жесткую позицию по отношению к «Газпрому».

Жаль, но этот правительственный ход цену газа не снизит, поскольку контракт уже подписан. И дело даже не в угрозе предъявления штрафных санкций к «Белтрансгазу» за нарушение контракта. Объем поставляемого в Беларусь газа определен по контракту на уровне 2004г. - 19,1 млрд. куб. м. Вместе с тем возможность сохранения темпов экономического роста и дополнительных доходов белорусской экономики заложены не только в этом объеме, но и с учетом величины дополнительной поставки газа в размере 1,4 млрд. куб. м, обусловленной (к нашему неудовольствию) некими техническими возможностями.

В случае если, как советует президент, «Белтрансгаз» в одностороннем порядке повысит тариф на перекачку газа и начнет «долги за это насчитывать», то можно, не заходя к гадалке, предсказать, что техническая возможность для дополнительной поставки газа в Беларусь у «Газпрома» не появится. Что последует потом, также описать нетрудно: под угрозой окажется «социальная политика, утвержденная президентом и Всебелорусским собранием».

Но именно об этом президент рекомендовал думать правительству в первую очередь, разрабатывая пути распределения дополнительной налоговой нагрузки между «Белтрангазом» и «Белтопгазом», с одной стороны, и конечным потребителем, с другой. Поэтому грозные заявления Лукашенко в адрес России и «Газпрома» больше напоминают упражнения в риторике.

Ораторское искусство - вещь, разумеется, привлекательная. Однако если внимательно присмотреться к цене газа, поставляемого в Беларусь, то выяснится, что $46,68 за тыс. куб. м не нарушают «социальную политику» президента Беларуси. Это самая низкая экспортная цена «Газпрома». Для сравнения: Украине подобная цена позволяла получать сверхприбыль от реэкспорта газа в Европу. Но в отличие от Беларуси, полностью обеспеченной в 2005г. газом по старой цене, Украина будет покупать одну треть потребляемого газа в Туркменистане по цене, возросшей до $58 за тыс. куб. м, поскольку у России не появилось технической возможности дополнительной и одновременно альтернативной поставки газа в объеме 21 млрд. куб. м.

ДИРЕКТИВЫ ПРОТИВ ГИГАКАЛОРИЙ

Впрочем, не стоит переоценивать возмущение президента позицией «Газпрома». В принципе, Александр Лукашенко уже свыкся с мыслью о неизбежности повышения цен и назвал новую цену газа для предприятий реального сектора. Для них с 1 февраля тыс. куб. м газа обойдется в $72, увеличившись на 26,7% по сравнению со среднегодовой ценой газа за 2004г., а не на 18% - в размере изымаемого НДС.

В прошлом году для рядовых промышленных потребителей газ также подорожал на 24,2% против цены 2003г. Должен же кто-то систематически оплачивать «социальную политику» президента. А конкурентоспособность белорусского товара на внутреннем рынке будет расти и дальше за счет ужесточения квот на импорт. Внешнюю же конкурентоспособность отечественных изделий мы поднимем апробированным способом - за счет демпинга.

Под шумок разговоров о недобросовестном поведении России внутренние цены на энергоносители растут ежегодно. Новый подход к изъятию НДС вынуждает не только сократить число предприятий, потребляющих энергию на льготных условиях, но и затронуть интересы населения. Президент потребовал, чтобы тарифы на газ и электрическую энергию для населения увеличивались тоже, но не «более чем на 2% в месяц». По оценкам Лукашенко, это посильная тягота должна составить 500-600 рублей ежемесячно.

Уложиться в президентскую вилку удастся не многим. По 30 тыс. рублей за квартиру сегодня платят лишь инвалиды, участники всех войн, начиная с наполеоновской, и ветераны, изнуренные трудом на партийной и советской работе. На всех остальных мастера коммунального жанра найдут управу и умело обойдут ограничение, установленное главой государства. Чтобы убедиться в этом, населению в отличие от президента не нужна информация из Комитета госконтроля. Каждый может заглянуть в жировку, например за декабрь 2004г.

По сравнению с декабрем прошлого года, в полном соответствии с указаниями президента, собственно тарифы на отопление и подогрев воды в отдельно взятой квартире выросли всего лишь на 4%. Однако директивы президента не смогли унять роста количества расходуемых при отоплении гигакалорий - на 30%, а при подогреве воды - на 70%. Кроме того, произведенный перерасчет расходов на отопление позволил увеличить размер оплаты за эту услугу в 2,6 раза. Замечательный результат для рекордно теплой зимы!

Эти цифры, вытекающие из увлекательного исследования динамики коммунальных расходов, даже породили законную тревогу об эксплутационных возможностях котла на ТЭЦ - не рванул бы от перегрева. Хотя стоит открыть кран с теоретически горячей водой, как от опасений за судьбу обветшалой ТЭЦ не остается и следа.

Хороший динамический итог продемонстрировали не только расходы на отопление, но и тарифы на техобслуживание и капремонт, увеличившиеся в 2 раза. В общей сложности коммунальный платеж за декабрь увеличился в 1,54 раза, а фактически (с учетом перерасчета за отопление) - в 1,97 раза.

Достойное завершение отчетного периода. Впрочем, это не предел. Начало года показывает, что не только страна, но и каждая отдельно взятая квартира стоит на пороге новых коммунальных свершений.
Добавить комментарий
Проверочный код