Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№50 (467) 20 декабря 2004 г. Sexus

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

20.12.2004
Дмитрий НОВИЦКИЙ

Уходящий год трудно было назвать стабильным для автомобильного рынка. То слухи о повышающейся «растаможке», то рост курса евро, то проверки контрольными органами дилеров западных компаний. C последними обходились жестко - вплоть до конфискации автомобилей и «посадки» директоров. Дилеров лихорадило, а рядовых автолюбителей трясло от роста цен. Каждый месяц цены на машины, как акции успешной компании, поднимались на несколько пунктов.

Купив машину в начале года, сейчас ее можно выгодно перепродать! На подержанные автомобили цены выросли в среднем на 15-20%. Многие (но не все!) новые машины в долларовом эквиваленте тоже подорожали. И счастливы те, кто установил цены в долларах. Toyota, Honda, Hyundai - эта азиатская троица сейчас стрижет зеленые купоны, за машинами выстраиваются очереди. Простой пример: Toyota Corolla. Машина с кондиционером, электростеклоподъемниками стоит $11 тыс. с хвостиком. За эти деньги европейцы ничего предложить не могут.

Причина - в курсе евро. Его рост сейчас слишком высок, не умещается он в привычный белорусам долларовый размер. Машина, которая раньше оценивалась в $3-3,5 тыс., сейчас стоит $4 тыс., а то и $4,5 тыс. С новыми и вовсе беда: разница между $30 тыс. и 30 тыс. евро сейчас составляет почти $10 тыс.!

Подорожание «бэушек» связано не только с курсом евро: не забывайте о вступлении в Евросоюз наших соседей. Например, после вступления Польши в ЕС продажи новых машин упали здесь во много раз: поляки начали активно раскупать немецкие «бэушки». Не будем забывать и растущее благосостояние стран Восточной Европы. Все больше людей могут позволить себе автомобиль. Растет спрос - растет и цена. Зато на «американцев» - падает. В 2004г. белорусы «открыли для себя» американские автомобили. Как не открыть, если Ford Focus (трехлетка) стоит, как пяти-шестилетний из Германии. Ради такой разницы можно смириться с проблемами при поиске запчастей.

Это было. А что будет? Первым делом нужно гадать на таможенной гуще.

Слух N1: повышение таможенных пошлин. Он настолько привычен, что многие перестали обращать на него внимание. Об этом говорили, говорят, будут говорить. Но государству пока невыгодно рубить денежный сук на границе: поступления в бюджет от растаможки подержанных автомобилей очень велики.

Слух N2: уравнивание стоимости «растаможки» новых автомобилей для физических и юридических лиц. Вот это реально. Сейчас многих автомобильных дилеров пытаются заставить торговать «по-чистому», уплачивая таможенные пошлины на юридическое лицо. Но из-за этого значительно увеличивается цена автомобиля, а дилеры предпочитают поставлять машины обходными путями. ГТК разумно полагает: если уравнять пошлины - проблема исчезнет. Так скорее всего и произойдет. В итоге цены на новые машины вырастут, но этот кусок автомобильного «пирога» слишком мал, чтобы волноваться о снижении спроса. Вместо 4 тыс. новых западных машин купят у нас 3 тыс. Ну и что? Зато официально, с уплатой всех пошлин. Тем более что метод проверен: повышение таможенных пошлин на коммерческие автомобили прошло для рынка относительно безболезненно. В первое время наблюдался спад продаж, а сейчас ничего, покупают практически на прежнем уровне.

На подержанные иномарки в грядущем году пошлины не вырастут. Выборы на носу, электорат не поймет. И слишком велики доходы, чтобы от них отказываться.

Цены на машины вряд ли снизятся: «убойный» курс евро, судя по всему, надолго. Ничего, Америка нам поможет.

* Главный редактор газеты «Автобизнес-weekly», ведущий телепроекта «Утромобиль» (ОНТ) 
Добавить комментарий
Проверочный код