Дмитрий НОВИЦКИЙ
Уходящий год трудно было назвать стабильным для автомобильного рынка. То слухи о повышающейся «растаможке», то рост курса евро, то проверки контрольными органами дилеров западных компаний. C последними обходились жестко - вплоть до конфискации автомобилей и «посадки» директоров. Дилеров лихорадило, а рядовых автолюбителей трясло от роста цен. Каждый месяц цены на машины, как акции успешной компании, поднимались на несколько пунктов.
Купив машину в начале года, сейчас ее можно выгодно перепродать! На подержанные автомобили цены выросли в среднем на 15-20%. Многие (но не все!) новые машины в долларовом эквиваленте тоже подорожали. И счастливы те, кто установил цены в долларах. Toyota, Honda, Hyundai - эта азиатская троица сейчас стрижет зеленые купоны, за машинами выстраиваются очереди. Простой пример: Toyota Corolla. Машина с кондиционером, электростеклоподъемниками стоит $11 тыс. с хвостиком. За эти деньги европейцы ничего предложить не могут.
Причина - в курсе евро. Его рост сейчас слишком высок, не умещается он в привычный белорусам долларовый размер. Машина, которая раньше оценивалась в $3-3,5 тыс., сейчас стоит $4 тыс., а то и $4,5 тыс. С новыми и вовсе беда: разница между $30 тыс. и 30 тыс. евро сейчас составляет почти $10 тыс.!
Подорожание «бэушек» связано не только с курсом евро: не забывайте о вступлении в Евросоюз наших соседей. Например, после вступления Польши в ЕС продажи новых машин упали здесь во много раз: поляки начали активно раскупать немецкие «бэушки». Не будем забывать и растущее благосостояние стран Восточной Европы. Все больше людей могут позволить себе автомобиль. Растет спрос - растет и цена. Зато на «американцев» - падает. В 2004г. белорусы «открыли для себя» американские автомобили. Как не открыть, если Ford Focus (трехлетка) стоит, как пяти-шестилетний из Германии. Ради такой разницы можно смириться с проблемами при поиске запчастей.
Это было. А что будет? Первым делом нужно гадать на таможенной гуще.
Слух N1: повышение таможенных пошлин. Он настолько привычен, что многие перестали обращать на него внимание. Об этом говорили, говорят, будут говорить. Но государству пока невыгодно рубить денежный сук на границе: поступления в бюджет от растаможки подержанных автомобилей очень велики.
Слух N2: уравнивание стоимости «растаможки» новых автомобилей для физических и юридических лиц. Вот это реально. Сейчас многих автомобильных дилеров пытаются заставить торговать «по-чистому», уплачивая таможенные пошлины на юридическое лицо. Но из-за этого значительно увеличивается цена автомобиля, а дилеры предпочитают поставлять машины обходными путями. ГТК разумно полагает: если уравнять пошлины - проблема исчезнет. Так скорее всего и произойдет. В итоге цены на новые машины вырастут, но этот кусок автомобильного «пирога» слишком мал, чтобы волноваться о снижении спроса. Вместо 4 тыс. новых западных машин купят у нас 3 тыс. Ну и что? Зато официально, с уплатой всех пошлин. Тем более что метод проверен: повышение таможенных пошлин на коммерческие автомобили прошло для рынка относительно безболезненно. В первое время наблюдался спад продаж, а сейчас ничего, покупают практически на прежнем уровне.
На подержанные иномарки в грядущем году пошлины не вырастут. Выборы на носу, электорат не поймет. И слишком велики доходы, чтобы от них отказываться.
Цены на машины вряд ли снизятся: «убойный» курс евро, судя по всему, надолго. Ничего, Америка нам поможет.
* Главный редактор газеты «Автобизнес-weekly», ведущий телепроекта «Утромобиль» (ОНТ)
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Александр Лукашенко заявил, что «все процессы в Минске протекают намного быстрее, чем где бы то ни было». Вы согласны?
да, быстрее, чем в Лас-Вегасе
да, быстрее, чем у кроликов
нет, в Шклове быстрее
нет, из Москвы виднее
мне и так по жизни быстро
Facebook