Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№50 (467) 20 декабря 2004 г. Личный вкус

ПЛАСТИЧЕСКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

20.12.2004
Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Белорусский фонд развития культуры. Спектакль: Александр Блок «Балаганчик». Режиссер: Павел Адамчиков. Художник: Дарья Волкова

Что это? Спектакли Павла Адамчикова - это особое явление на равнинно-болотном ландшафте отечественного театра. Пожалуй, он единственный в Беларуси режиссер, который работает в сфере популярного пластического театра. Его первый самостоятельный пластический спектакль «Больше, чем дождь» - вольная фантазия по мотивам Чехова, созданная на частные деньги, стал культовым среди молодежи: целые группы фанатов ходили на него по три-четыре раза. С тем спектаклем Адамчиков стал лауреатом нескольких международных фестивалей, любимцем критики и добился следующей постановки уже в государственном Театре им. Я. Купалы. Впрочем, пластическое воплощение чеховского же «Вишневого сада» далось ему значительно сложнее и, по мнению большинства профессионалов, проигрывало первому спектаклю. Поэтому минская публика с особым нетерпением ожидала премьеру третьей работы Адамчикова - пластическо-драматическую фантазию по мотивам пьесы Александра Блока «Балаганчик».

Путь спектакля к премьере был очень долгим. Более трех лет репетиций, несколько кардинальных смен актерского состава, сложности с финансированием, остервенелый поиск спонсоров - и наконец долгожданная премьера. Премьера, вызвавшая смешанные чувства уважения перед упорством режиссера, недоумения и разочарования. Уже сейчас можно утверждать, что «Балаганчику» будет очень трудно повторить успех первого спектакля.

Драматургия. «Балаганчик» был написан Блоком в 1906г., в период кровавого похмелья после событий первой русской революции. Это был инфернальный и мистический гимн декадансу и эстетизму, пропитанный грустью и безнадежностью. Символизм как форма, декаданс как содержание. Весьма незатейливая драматургия, помноженная на великолепную поэзию… Адамчиков сделал свой сценический вариант этой пьесы. Традиционные маски комедии дель арте - Коломбина, Пьеро и Арлекин - разыгрывают мистическую любовную историю, которая не имеет счастливого конца, а вокруг них действуют некие мистики-кукловоды. Сюжет пьесы почти нечитаем, да, по сути, и не важен. Зрителю придется настроиться на поэтический лад, хотя хаотичность и сумбурность происходящего на сцене скорее всего будет раздражать.

Режиссура. Смелость Павла Адамчикова поражает. Уже долгие годы ни в Минске, ни в Москве почти никто не рискует браться за символистские поэтические драмы. Связано это с тем, что они настолько слабы с точки зрения драматургии и настолько мощны с точки зрения поэзии, что очень трудно найти достойные театральные средства для их воплощения. Вторая главная проблема: символизм начала прошлого века сознательно уходил от любого конкретного контекста, что создает ощущение полной оторванности от реальной жизни. И третье препятствие - исключительно сложная эстетика этой драматургии, которая никогда не была понятной широким массам - как читательским, так и зрительским. Павел Адамчиков попытался прочитать Блока через экспрессивную пластику, тибетскую музыку Филиппа Гласа к фильму «Кундун», песни группы «Наутилус Помпилиус» и Елены Камбуровой. В этой эклектичной и винегретной комбинации победила музыка. Именно песни запомнились сильнее всего, а не стихи Блока или мучения Пьеро и Арлекина. Да и главного козыря предыдущих спектаклей Адамчикова – пластики - в этой работе было на порядок меньше, а драматические куски получились не очень захватывающим. Единственная по-настоящему сильная сцена - эротические метания Коломбины - удалась во многом благодаря пластической харизме актрисы Ольги Скворцовой.

Плюсы. Этим спектаклем Павел Адамчиков предложил по-настоящему экзотическое блюдо для небольшого количества эстетствующих гурманов, истосковавшихся хоть по чему-нибудь, отличному от обычных театральных «драников», которыми потчуют зрителей репертуарные театры.

Минусы. К сожалению, оформление спектакля выглядит ровно на те «три копейки», которые в него вложили. Бедность, конечно, не порок, но только не в спектакле, где эстетика и красота изначально являются смыслом представления.

Драматургия/режиссура/актерская игра: 5/5/6. 
Добавить комментарий
Проверочный код