Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Услуги такси. Круглосуточный заказ такси. Служба такси
таксиваэропорт.москва
№50 (467) 20 декабря 2004 г. Экономика

ФАКТОР СТРАНЫ НАЗНАЧЕНИЯ

20.12.2004
Александр ИЛЬИН

На минувшей неделе премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский заявил, что Беларусь провела все необходимые процедуры по вступлению в силу соглашения о взимании НДС по принципу страны назначения во взаимной торговле и ожидает такого же шага от России. Заявление было сделано в Москве на заседании Совета делового сотрудничества Беларуси и Москвы. Между тем российской Госдумой соглашение еще не ратифицировано.

Глава белорусского правительства отметил также, что торговля по этому принципу является определяющим фактором, на котором в 2005г. будут строиться отношения между Беларусью и Россией. Главные опасения белорусской стороны состоят в том, что в условиях, когда отменяется 18-процентная ставка НДС, товаропроизводители двух стран могут начать увеличивать цены своих товаров и услуг. «Мы должны работать над снижением издержек производства и за счет этого снижать цены на продукцию», - подчеркнул белорусский премьер. Беларусь готова работать в рыночных условиях, это определено и в межправительственном соглашении по переходу на принцип взимания НДС по стране назначения. Но с 1 января 2005г. «мы должны оставить цены на товары между товаропроизводителями двух стран на прежнем уровне», - заявил премьер-министр.

Соглашение о взимании косвенных налогов (НДС и акцизов) по принципу страны назначения было подписано российским и белорусским премьерами в середине сентября в Астане. Вопреки обыкновению, белорусская сторона смогла достаточно быстро ратифицировать документ. Что же касается российской Госдумы, то там соглашение находится пока на стадии рассмотрения. И, по мнению экспертов, вероятность того, что оно будет ратифицировано в этом году и начнет действовать, как планировалось, с 1 января, невелика.

Связана ситуация с тем, что у российской стороны возникли существенные сомнения в том, что документ носит законченный характер. Первым публично эти сомнения озвучил Герман Греф, министр торговли и экономического развития РФ. По его мнению, в документе существует «дыра», позволяющая производителям из третьих стран использовать белорусские каналы для поставок в Россию своей продукции, минуя косвенное налогообложение.

У россиян есть в этой области большой негативный опыт. Достаточно вспомнить истории с куриными окорочками, водкой, спиртом, другими товарами, которые еще совсем недавно огромными партиями поступали в Россию через подставные компании, фактически полностью минуя необходимое налогообложение. Российская сторона полагает, что, одобрив соглашение в его нынешнем виде, стороны получат те же проблемы, только в усугубленном варианте. А потому необходима тщательная доработка документа с целью изъятия из него «белых пятен» и лазеек для контрабандистов.

Тем временем белорусская сторона настаивает на том, чтобы работа по условиям соглашения началась уже с 1 января 2005г. При этом отдельные представители высших чиновничьих кругов как будто и не замечают того, что в России документ еще не ратифицирован. В кругах предпринимателей, чей бизнес связан с экспортно-импортными операциями между Беларусью и Россией, ходят устойчивые слухи о том, что белорусская сторона полна решимости с 1 января начать работать по новым правилам. Кое-кто из импортеров уже подсчитал, какие убытки понесет в этом случае.

Если такое произойдет, получится, что российские экспортеры будут продолжать платить НДС в России, а импортеры их продукции в Беларуси - выплачивать НДС в белорусский бюджет. Белорусские же экспортеры, напротив, получат серьезнейшее налоговое послабление и смогут отправлять свой товар в Россию по нулевой ставке НДС. Как минимум, такой дисбаланс - повод для очередного грандиозного скандала между двумя братскими странами. И здесь слова белорусского премьер-министра о том, что работа по новым правилам будет определяющим фактором в отношениях двух стран, приобретают особый смысл. Исход такого скандала сегодня трудно прогнозировать: в последнее время отношения Беларуси и России то и дело сотрясают конфликты, отголоски которых периодически озвучиваются первыми лицами.

Впрочем, предпринимателям, которые несколько дистанцированы от участия в межгосударственных интеграционных процессах, все же гораздо важнее, чтобы поставки шли бесперебойно.

Доработка Соглашения, необходимая с точки зрения российской стороны, состоит во внесении в текст поправки наподобие той, что еще четыре года назад была внесена в аналогичное соглашение России с Казахстаном. В этой поправке отдельно оговаривалась невозможность попадания на рынок государств товара из третьих стран под видом продукции одной из этих стран. Отличие (и весьма существенное) состоит в том, что между Беларусью и Россией не существует таможенных границ. И это здорово осложняет схему осуществления контроля за экспортно-импортными операциями.

Ситуация весьма актуальна для российско-белорусских торговых отношений. Сегодня, пожалуй, наиболее ярким примером, вызывающим множество вопросов у российской стороны, является вопрос с поставками кубинского тростникового сахара, который через Беларусь попадает в Россию уже как белорусский продукт.

Если вспомнить о главной задаче документа - борьбе с фирмами-однодневками, снятии проблемы лишней налоговой нагрузки и более глубокой экономической интеграции двух стран, то ни одна из этих задач не выполняется при реализации соглашения, которое не устраивает полностью и во всех аспектах обе стороны. В упорядочивающем торговые взаимоотношения двух стран эффекте соглашения одинаково заинтересованы и в Беларуси, и в России. Однако очевидно, что документ слишком серьезен и имеет слишком большое значение для двух стран, и не только в сфере экономики, но и в политике. Он не может вступить в силу до тех пор, пока не доработан до конца и пока точную дату начала его действия не подтвердили в парламентах обеих государств.

Большинству экспортеров и импортеров в России и Беларуси не так важно, с января или, например, с марта начнет действовать новый порядок. Гораздо важнее именно его детальная проработка и законченность, абсолютно одинаковый статус нового документа для обеих сторон. В случае если гармония снова не будет достигнута, соглашение, которое каждая сторона трактует по-своему, может привести к очередному коллапсу в торгово-экономических отношениях, а не к тому оздоровительно-стимулирующему эффекту, который планировался изначально.
Добавить комментарий
Проверочный код