Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№50 (467) 20 декабря 2004 г. Экономика

ГИПЕР-СУПЕР-ПУПЕР

20.12.2004
Ольга МИКША

№ 50 [467] от 20.12.04 - В начале будущего года, пусть и с опозданием, в Минске все же откроются первые гипермаркеты: «Максимус» и «Гиппо». От них и им подобных магазинов население ждет большого выбора товаров и низких цен. Поставщики же заявляют, что для этого нет никаких предпосылок. Более того, по некоторым оценкам, закупочная политика гипермаркетов приведет к росту цен на продовольственные товары по всему городу.

Главная идея гипермаркета - широкий ассортимент, низкие цены, много покупателей и, соответственно, большой оборот. Обычная практика для гипермаркетов - это десятки тысяч наименований товара, площадь торгового зала от 10 тыс. кв. м и 10-15 тыс. покупателей в день. Такой оборот позволяет гипермаркету держать не обычную для торговли наценку в 25-30%, а значительно меньшую.

По словам Максима Недякина, директора по закупкам и продажам ИП «Белвиллесден», например, в первом гипермаркете отечественной сети «Гиппо» возле автовокзала «Восточный», если не считать специальных цен во время акций, минимальная наценка составит 5%. А Константин Фальковский, гендиректор компании «Торгоптима», владельца гипермаркета «Максимус» в Сухарево, полагает, что цены будут такими же, как в крупных универсамах столицы, например «Европейском» и «Радзивиловском». Между тем два года назад, начиная продвигать идею гипермаркетизации Минска, городские власти заявляли об уровне торговой наценки в гипермаркетах в 1-2%, что якобы сделает их чрезвычайно привлекательными для минчан.

СКИДКА-ФИКЦИЯ

Накануне открытия первых объектов поставщики продуктов питания, с которыми уже были проведены переговоры о сотрудничестве, уверены, что в результате проводимой руководством компаний-владельцев закупочной политики низких цен там не может быть в принципе, равно как и значительно более широкого ассортимента продуктов, чем в универсамах.

«Нам обещают огромный ассортимент, но поскольку ни одна из этих компаний (собственников гипермаркетов. - О.М.) не занимается импортом продовольствия хотя бы из России, расширения не произойдет», - сказал в интервью корреспонденту «Белорусской газеты» менеджер одной из оптовых компаний, пожелавший остаться неназванным.

Владельцы пойдут по уже опробованной схеме сотрудничества с производителями и оптовыми поставщиками, которые работают на белорусском рынке и определились со своим ассортиментом. «Все сейчас работают на постоянных связях, завозят продукцию, которая хорошо продается в своем секторе рынка. И все. Рисковать никто не будет», - уверен наш источник. По его мнению, поставщики не станут идти на риски ради гипермаркетов: раз дело это для страны новое, условия для работы специфические, а реализуют идею городских властей компании без опыта создания и функционирования гипермаркетов, сейчас никто не возьмется сказать, чего и сколько будет продаваться в этих магазинах.

Соответственно, покупателям будет предложено то же, что продается в других магазинах города. По мнению специалистов, функция обеспечения требуемой номенклатуры в гипермаркетах будет возложена на секцию непродовольственных товаров.

Завязка будущих гипермаркетов на оптовиков ставит под сомнение и другой важнейший признак этого вида торговли - низкую цену. Предполагается, что в гипермаркетах должны быть самые низкие в городе цены на продукты. Сформировать их возможно только с учетом более низкой закупочной цены. Как сообщил наш источник, в ходе переговоров речь идет о поставках со скидкой до 20%. По его мнению, это слишком много: если учесть, что крепкие оптовики и импортеры работают сейчас с рентабельностью в 35-40%, такая скидка означает, что половину выручки надо отдать. Теоретически предполагается, что выгода вернется за счет оборота, однако и это в наших условиях маловероятно.

Простой пример: фирма продает макароны. У нее 1 тыс. клиентов, которым в месяц она продает 100 т макарон - в каждом магазине по 100 кг. Одному из них, гипермаркету, она дала большую скидку, и продажи здесь увеличились вдвое. В итоге получается, что эта фирма в месяц будет продавать не 100 т, а 100 т и 100 кг - ничтожный процент прироста в общем объеме продаж.

Высокие скидки оправдывают себя только в определенных условиях: например, если надо быстро распродать продукцию с истекающим сроком годности или продвинуть на рынок новый товар. А в целом, по мнению специалистов, при 20% скидки только двукратное увеличение продаж позволяет поставщику вернуть свои деньги, но не заработать. Именно это обстоятельство дало основание нашему источнику предположить: очень немногие поставщики реально пойдут на высокие скидки гипермаркетам. Подъемный для поставщика размер скидки даже для крупных закупщиков не превышает 5-7%. Поэтому если высокие скидки будут иметь место, они будут фиктивными.

«В результате это закончится вот чем: все поставщики будут вынуждены поднять цену, сначала процентов на 10, чтобы сделать скидку для этих магазинов безболезненной для себя», - считает наш источник. В гипермаркетах товар действительно станет дешевле, чем в других магазинах. Зато в обычных магазинах продукты подорожают. Однако «скорее всего именно этим поставщики и займутся с 1 января». Здесь уместно отметить, что закупочные цены отечественных поставщиков уже сейчас заметно выше цен их российских, польских и литовских коллег.

БАЗАР FOREVER

Логично предположить, что, если гипермаркеты не смогут предложить покупателям значительно большего ассортимента товаров по более низким ценам, для населения утратят смысл и крупные закупки в этих магазинах. Не будет крупных закупок - не будет и большого оборота, на котором должен зарабатывать хозяин гипермаркета. Если добавить сюда требование городских властей ежемесячно перечислять на развитие городской инфраструктуры не менее 1% с товарооборота гипермаркета, становится очевидным, что белорусская реализация этой идеи практически полностью ее переродит в создание ничем не выдающихся универсамов.

Три года назад, когда Мингорисполком издал постановление об упорядочении в Минске мелкорозничной торговли и создании крупных торговых центров, многие посчитали это наступлением на рынки и городские объекты нецивилизованной розницы. Действительно, киосков в городе практически не осталось, хотя население за недельными закупками по-прежнему ездит на «Ждановичи», «Аквабел» и Комаровку. Теперь становится очевидным, что создание гипермаркетов лишь еще больше укрепит позиции трех крупнейших рынков белорусской столицы.

Если раньше магазином с широким выбором продуктов считался «Престон-маркет» на ул. Богдановича (правда, с ценами, доступными далеко не каждому минчанину), то скоро подобный маркет будет едва ли не в каждом микрорайоне. И более того, с ростом закупочных цен на продукты по ценовому уровню к «Престону» приблизится самый тривиальный гастроном.
Добавить комментарий
Проверочный код