Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (465) 06 декабря 2004 г. Тема недели

ПЛАН ИЛИ ПРОПАЛ

06.12.2004
Ярослав РОМАНЧУК

Подведение итогов социально-экономического развития страны на минувшей неделе могло бы вылиться в раздачу медалей и грамот для министров и госслужащих. Пока не вылилось, хотя выполнили 15 из 16 прогнозных показателей. Президент прохладно отнесся к победным реляциям правительства. Он-то понимает, что хорошие макроэкономические показатели - это отнюдь не результат некого уникального интеллектуального взноса правительства в формирование социально-экономической политики страны.

Если судить по формальному выполнению прогнозных социально-экономических показателей, то премьер Сергей Сидорский - самый успешный глава правительства независимой Беларуси. Осталось определить, чья в этом заслуга. Основных вариантов может быть несколько. Сам Сидорский мог применить некое уникальное ноу-хау или экономические знания для решения поставленных целей. Новый премьер мог удачно попасть в период, когда пришла пора пожинать плоды трудов своих предшественников - Геннадия Новицкого и Владимира Ермошина. Третий вариант - внешние обстоятельства и внутренняя система мотивации основных экономических игроков сложились так, что все показатели так или иначе были бы выполнены, кто бы ни был премьером. Наконец, вполне возможно, что выбранные президентом показатели не отражают качество работы правительства и динамику конкурентоспособности экономики. Показатели развиваются по своей внутренней логике, а реальная жизнь - по своей.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ГУРУ

Анализ решений правительства показывает, что в процесс управления экономикой ничего нового и оригинального премьер не привнес. Почти за год своей работы в должности (назначен 19 декабря 2003г.) он продолжил ту же социально-экономическую политику, что и его предшественники. Политику, которая была задана еще в 1994г.

Премьер не возражал против составления бюджета по трафарету, «проглотил» ужесточение мер против частной собственности и мелких акционеров, не замечен в борьбе против бюрократизации экономики, когда сотни тысяч экономически активных граждан страны, по образному выражению президента, «ласты склеили». При Сидорском государство не только не ушло из экономики - напротив, увеличило свое присутствие: Беларусь остается страной с одной из самых высоких налоговых нагрузок в мире. Отношение иностранных инвесторов с Запада и Востока к Беларуси можно даже и не обсуждать.

Сергей Сидорский стал премьером большого государственного бизнеса и мощных отраслевых олигополий (в т.ч. частных компаний, приближенных ко «двору»), продолжил отстаивать интересы государственных, в первую очередь уполномоченных, банков, потворствуя аграрному и перерабатывающему лобби.

ТРИ ЕДИНЫ В ОДНОМ

Формат пребывания Геннадия Новицкого и Владимира Ермошина во главе правительства, превращенного, по сути, в «канцелярию» при президентской администрации, практически ничем не отличался от Сергея Сидорского. Ермошин заступил на должность 14 марта 2000г., уйдя с нее 21 сентября 2001г. Тогда перед ним стояла задача выполнить 15 индикаторов. За три квартала 2001г. были выполнены 10 показателей. При этом ВВП вырос всего на 3% при годовом плане в 3-4%, а промышленность приросла на 4,6% при плане в 4,5-5,5%. Провал случился в сельском хозяйстве: падение на 1,5% при плановом росте на 4,5-5,5%. Инвестиции практически остались на месте - плюс 0,4% при плане 3,5 -4,5%, внешняя торговля также дала сбой: минус 1,5% при плане плюс 2,8-3,8%.

Так что планы были скромными и показатели более или менее отражали реальную ситуацию. «Пианист» Ермошин играл, как мог, т.е. как ему позволял президент в рамках внутренней и внешней конъюнктуры. Он так и остался крепким номенклатурщиком столичного масштаба без претензий на статус первой скрипки - на право реформировать национальную экономику.

Для Геннадия Новицкого, возглавлявшего правительство с 10 октября 2001г. до 10 июля 2003г., решающим стало совещание по итогам выполнения прогнозных показателей за первое полугодие 2003г. Из 16 показателей премьер доложил о выполнении одиннадцати - при этом невыполненными остались такие важные индикаторы, как ВВП (рост за первое полугодие 5,1% при годовом прогнозе в 6-6,5%), продукция сельского хозяйства (минус 1,5%, план - 6,5-7%) и рост реальных доходов населения (рост на 4,8% при плане в 6-6,5%). Не выполнил Новицкий приказ снизить энергоемкость ВВП. И даже бурный рост внешней торговли на 26,7% при плане в 5,5-6,2% не спас его от увольнения. Новый поворот судьбы он принял безропотно и с той поры так же преданно следует букве и духу нормативных актов президента у руля Совета Республики.

Сергей Сидорский, как мог, учел ошибки предшественников. Он более энергично подошел к восстановлению дисциплины во вмененной ему «канцелярии» и активно поддерживал президентские «фишки»: строительство, сельское хозяйство, крупных промышленных экспортеров. Но самое главное - премьер осознал важность управления статистическими индикаторами.

СПРАВКА «БГ». Профицит бюджета за три квартала составил 1,6% ВВП. Объем внешней торговли вырос на внушительные 32,6% и достиг 115% ВВП. За 10 месяцев ВВП на душу населения превысил $1830. Построено 2753 тыс. кв. м общей площади жилых домов. Реальные денежные доходы населения увеличились с начала года на 12,8%. Инфляция за 10 месяцев составила рекордно низкую величину 10,3%. Долги по зарплате - всего лишь 245 млн. рублей, или 0,02% от фонда зарплаты за сентябрь.

При этом ему несказанно повезло. Пик цен на нефть и металлы, укрепление евро, резкий спрос на традиционные белорусские товары со стороны купающейся в нефтедолларах России, ее протекционизм по отношению к товарам из стран вне СНГ при крепких связях старых и новых олигополий - вот ключевые причины стремительного взлета внешнего спроса на продукцию белорусских производителей. Ни на одну из этих причин премьер объективно даже косвенно не мог повлиять. На волне благоприятной конъюнктуры можно было бы провести санацию финансовой системы, начать пенсионную реформу, избавиться от убыточного балласта в реальном секторе и попробовать закрепиться на рынке ЕС. Ничего этого не произошло. Так что приписывать нынешнему правительству заслуги в экономическом росте - это как объяснять сельхозполитикой Евросоюза приливы и отливы в океане.

Трудно сказать, когда закончится премьерство Сидорского. Поводы для недовольства можно найти и во внешне благоприятных отчетах Минстата. Едва ли ответит премьер, почему за 10 месяцев долги по платежам в бюджет выросли на 10,6% при постоянном профиците бюджета и улучшении финансового состояния предприятий. Трудно понять, почему белорусское экономическое чудо не привлекает иностранных инвесторов (доля в инвестициях в основной капитал - всего 1,1%). Без объяснений остается феномен затоваривания складов: на 1 ноября там было «заморожено» товаров на 1,8 трлн. рублей, что почти на полтриллиона больше, чем год назад. Молчит премьер по поводу постоянно растущей кредиторской задолженности.

Но едва ли ответы на эти вопросы станут определяющими при решении дальнейшей судьбы Сидорского. Кадровые перемещения в Беларуси, в т.ч. в правительстве, в последние годы к качеству экономической политики практически никакого отношения не имели.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код