Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (465) 06 декабря 2004 г. События. Оценки

БАРТЕР МОГИЛА ИСПРАВИТ

06.12.2004
По сообщению «Интерфакса», в правительстве вынашиваются планы запрета на бартер с 1 января 2005г. Минэкономики уже подготовило проект соответствующего решения и направило его в правительство.

По данным Минэкономики, страна уже добилась заметных успехов в борьбе с бартером. Применение в 2003-04гг. правительственных норм, ограничивающих неденежные расчеты, позволило снизить их уровень с 31,1% в 2002г. до 16,4% в январе-сентябре 2004г. и снизить долю бартера за этот период - с 15% до 2%. Однако это по большей части методологический успех.

Стремясь к сокращению доли товарообменных операций, правительство пошло по самому простому пути, изменив методологию учета бартерных операций в 2004г. В частности, из понятия «бартер» был исключен зачет встречных однородных требований, на долю которого в начале текущего года приходилось ни много ни мало около 11% всех бартерных операций.

К совершенствованию методики учета бартера правительство подтолкнул опыт внешней торговли, где и ранее зачет встречных однородных требований как бартер не учитывался, а потому удельный вес таких операций за 9 месяцев т.г. составлял 1,9% в экспорте и 1,5% в импорте.

В проекте нового правительственного решения, направленного на усиление борьбы с бартером, госпредприятиям (унитарным предприятиям, а также ОАО, где присутствует доля государства) хотят запретить использование таких товарообменных операций, как мена, предоставление отступного, прекращение обязательства новацией. Но полной победы над бартером даже этот документ не обещает.

Под запрет на бартерные операции не попадают расчеты, осуществляемые в рамках налогового и бюджетного законодательства, зачеты встречных однородных требований по договорам купли-продажи товаров, договорам подряда, договорам возмездного оказания услуг, предусматривающим использование товаров, работ, услуг в собственном производстве или потреблении, расчеты векселями правительства и Нацбанка.

Кроме того, этот запрет не распространяется на юрлица с иностранными инвестициями, а также на договоры в рамках международных соглашений республики и в случаях, определяемых главой государства и правительством.

Но самое главное, запрет на бартер не коснется и договоров на поставки энергоресурсов «Белтрансгазом» газо- и энергоснабжающим организациям концернов «Белтопгаз» и «Белэнерго», за исключением поставки импортируемой электроэнергии. Если бы подобное решение было принято, то оно могло бы привести к увеличению белорусской задолженности по поставкам российского газа.

Предусмотрено и наказание за нарушение запрета на бартер в отношении должностных лиц: административная ответственность в виде штрафа до 100 базовых величин (до $1100 в эквиваленте). Насколько действенной окажется угроза штрафа, покажет время.

Но элементарный экономический расчет и опыт использования бартерных операций, приносящих десятки, а нередко и сотни тысяч долларов предприятиям и отдельным должностным лицам (например, в рамках зачетных схем расчетов), заставляет сомневаться в возможности полной победы над бартером.
Добавить комментарий
Проверочный код