Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (465) 06 декабря 2004 г. События. Оценки

ПРОКУРОР ПРИНЯЛ ШТАБ

06.12.2004
Янка ГРЫЛЬ

№ 48 [465] от 06.12.04 - Представляя 1 декабря госаппарату «людей, от которых зависит судьба Беларуси и ее дальнейшее развитие», - избранных и назначенных руководителей органов госуправления, Александр Лукашенко сосредоточил внимание на судьбе поста главы собственной администрации, оставленного Уралом Латыповым и занятого Виктором Шейманом.

Судьбы экс-главы администрации, слывшего «голубем», и его преемника, которого принято считать «ястребом», в новейшей белорусской истории причудливо переплетены: в 2000г. Урал Латыпов принял у Виктора Шеймана пост секретаря Совбеза, а после президентских выборов 2001г. возглавил администрацию главы государства, которую ныне оставляет Шейману в наследство.

Орнитологическое деление государственных мужей на «голубей» и «ястребов» - отнюдь не выдумка впечатлительной либеральной интеллигенции. Ведь если развести в птичнике только один вид, то «ястребы» могут сдуру переклевать друг друга, а «голуби» - сделаться легкой добычей других крылатых особей, предположительно заморских. Для последних назначение Шеймана и впрямь стало неожиданным и знаковым: определив на пост N2 человека, имя которого ЕС и США склоняют на все лады, Александр Лукашенко сделал западный вектор белорусской политики прямым, как штык.

Виктор Шейман, обычно скромный и несловоохотливый, без обиняков объяснил, зачем его позвали: «Президент передо мной поставил задачу - укреплять стабильность, повышать управляемость системы власти в республике на всех уровнях». События на Украине не то чтобы напугали официальный Минск, но, как минимум, чрезвычайно расстроили.

По словам Шеймана, «внешнеполитическая ситуация, и прежде всего события на Украине, показывают, что современные политические технологии и слабая управляемость внутри страны чреваты серьезными последствиями». С современными политтехнологиями трудно бороться - их нужно осваивать, для чего управленческому аппарату Беларуси мучительно не хватает интеллектуального ресурса.

Более простой и эффективный способ - усиление управляемости вертикалью, призванной стать «единым механизмом - от министра до конкретного исполнителя в регионах». Прогнуться вместе с генеральной линией, не теряя должного коэффициента упругости, вертикаль способна далеко не всегда, ибо пребывает в вечном ожидании ц/у от первого лица. Такова специфика централизованных управленческих систем: они дольше выдерживают лобовое давление, но разваливаются порой от одного эха уличных лозунгов, причем окончательно и бесповоротно. Поэтому Шейману придется решать непростую задачу: «В мире происходят значительные изменения, и система госуправления должна быть гибкой, мобильной и адаптированной к современным условиям».

Виктор Владимирович недаром сослался в своем выступлении на результаты республиканского референдума: они преисполнили уверенности в собственных силах не только президента, но и бесчисленное количество назначенцев на местах, сообща ковавших элегантную победу. Украинский опыт свидетельствует, что источником опасности для любого режима являются его же низовые структуры, без которых протестующему люду ни чаю горячего не принесут, ни валенки не раздадут, не покажут, как и что блокировать.

В белорусских условиях угроза власти исходит не столько от оппозиции, сколько от самой вертикали, живущей в закрытом информационном пространстве и контролирующей хоть какие-то материальные и нематериальные ресурсы. Периодические пророчества о номенклатурном перевороте в Беларуси - блеф, но при малейшем изменении ситуации в стране именно номенклатура первой задумается о своем будущем. И тут возможны сюрпризы.

Виктор Шейман мыслит по-военному четко и дисциплинированно: «Администрация главы государства - это политический штаб республики… Мы, единая команда президента, должны работать, не считаясь со своим личным временем, на благо государства». Не приходится сомневаться, что тех же качеств он потребует и от подчиненных. Сказываются и военное прошлое, и опыт руководства Совбезом и Генпрокуратурой: штаб - это не просто администрация с кучей клерков и грудой бумаг, а мозговой центр, призванный координировать «работу сильной власти, способной эффективно решать насущные проблемы».

Очередной кадровой рокировкой Лукашенко дал понять, что не намерен почить на лаврах в ожидании президентских выборов и третьего срока. Перефразируя давний лозунг председателя Мао «Огонь по штабам», можно сказать, что теперь огонь будет вестись в самих штабах и координироваться главным штабом - чтобы товарищи на местах не расхолаживались.

Новый глава администрации после назначения отметил: «В центре внимания всей нашей работы должны быть люди. Это главное требование главы государства, и мы ему должны следовать неукоснительно». Какие именно люди должны быть «в центре внимания», не уточнялось: имена, фамилии, должности или, как это принято в России, «адреса и явки» Виктор Владимирович демократично оставил за скобками.
Добавить комментарий
Проверочный код