Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (465) 06 декабря 2004 г. Личный вкус

В КИЕВЕ ОПЯТЬ БЕСПОРЯДКИ

06.12.2004
Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Национальный академический театр имени Ивана Франко. Спектакль: «Тевье-Тевель», пьеса Григория Горина по мотивам Шолом-Алейхема. Режиссер: Сергей Данченко. Художник: Данило Лидер.

Что это? Когда чиновники планировали Дни Украины в Беларуси, вряд ли они предполагали, что эти дни так точно совпадут с судьбоносными событиями на самой Украине. Когда на вольнолюбивом майдане митингуют сотни тысяч человек, когда в Киев съезжаются политики со всего мира, а сама страна стоит на грани раскола, в Минск приехала национальная гордость незалежной Украины - Национальный театр имени Ивана Франко. Приехал и словно принес с собой такой любимый и уже полузабытый нашей интеллигенцией терпкий запах политического вольнодумства и уверенности в собственных силах.

«Мои дети - на майдане, - не без гордости говорит завлит театра Наталья Пономоренко, - мы все душой там. Театр в Киеве так и жил: на репетицию - на майдан - на спектакль - снова на майдан! Они не понимают, что мы уже победили!» И театр тут же доказал свою принципиальность на деле, подложив белорусским чиновникам еще одну горькую пилюлю. Говорят, в знак протеста против того, что кое-кто поспешил поздравить Януковича с победой, украинские актеры отказались играть лучший спектакль своего репертуара - «Швейк». И никто их играть не заставил! Белорусским актерам осталось только бросать завистливые взгляды да восхищенно перешептываться о смелости украинских коллег.

В отсутствие «Швейка» наибольший интерес привлек спектакль «Тевье-Тевель» по пьесе «Поминальная молитва». Интересно, что в Минске уже более 15 лет идет собственный вариант этой пьесы, которые многие считают лучшим спектаклем Купаловского театра. В обоих спектаклях играют патриархи национального театрального искусства: в Беларуси - Август Милованов, на Украине - Богдан Ступка. Оба спектакля идут при постоянных аншлагах много лет. В обоих спектаклях заняты лучшие силы национальных театров. И при этом спектакли очень разные.

Драматургия. Григорий Горин написал адаптацию текстов Шолом-Алейхема для московского Ленкома. В первой постановке главную роль играл великий Евгений Леонов. Это тонкая, грустная и ироничная история молочника Тевье и его семьи. Великолепный еврейский юмор, умноженный на традиции русской драматургии.

Действие разворачивается в еврейском местечке во время первой русской революции 1905г. Оказалось, что события столетней давности, как зеркало, отражают сегодняшнюю ситуацию на Украине. А слова полицейского «В Киеве опять беспорядки!» вызвали овацию даже в Купаловском театре.

Режиссура. Как и в Минске, так и на Украине, это спектакль, где драматургия победила режиссуру. В тех местах, где режиссер меньше всего мешал гениальной пьесе взаимодействовать через актера со зрителем, спектакль смотрелся лучше всего. Белорусский вариант более прозаичный и бытовой. В украинском больше пафоса и страстей. Но и в том, и другом спектакле самое важное - магия актеров. Ни мизансцены, ни режиссерские вставки, ни танцевальные номера не трогают так, как взмыленный и страстный Богдан Ступка с горящими, как угли, глазами, отчаянно взывающий к всевышнему, себе и людям. Ради него стоит смотреть этот не очень динамичный и изобретательный спектакль. И в минском варианте самым ценным качеством является мудрая грусть, ирония над самыми крупными катаклизмами в стране и собственной жизни, которые излучает Тевье-Милованов.

Плюсы. В редком спектакле по классическому или историческому материалу присутствует ощущение важности и актуальности происходящего на сцене - как для актеров, так и для зрителей. Украинцы играли «Поминальную молитву» так, словно это исповедь. Получился неравнодушный спектакль неравнодушных людей. Блестящая работа Богдана Ступки, который, кроме искрометных драматических сцен, исполнил еще и несколько великолепных танцев.

Минусы. Постановка все-таки не самая изобретательная, как и сценография. Создается ощущение, что непосредственно постановочным моментам сил уделили немного.

Драматургия/режиссура/актерская игра: 10/6/8 
Добавить комментарий
Проверочный код