Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (465) 06 декабря 2004 г. Экономика

СТАКАН КАК ЗЕРКАЛО БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ

06.12.2004
Антон ГРОМОВ

№ 48 [465] от 06.12.04 - В последние месяцы активно готовятся изменения в президентский декрет N30 (т. н. «алкогольный»). Цели святые - «вывести регулирование производства и торговли алкогольными напитками в республике на качественно новый уровень». В МНС разработан законодательный проект, по которому право производства алкогольных напитков в 2005г. получат только те производители, в уставном фонде которых более 50% собственности принадлежит государству.

Внятные официальные разъяснения по поводу происходящего сегодня невозможно получить ни у разработчиков поправок в декрет, ни в концерне «Белгоспищером», формально курирующем алкогольную отрасль.

ПОД КОНЬЯЧНОЙ БОЧКОЙ

Алкогольная отрасль - зеркало белоруской экономики. В ней действует пресловутое двойное налогообложение, когда на суммы оплат в различные фонды, акцизы и прочие платежи начисляется и неукоснительно оплачивается еще и НДС. Оплата всех налогов при получении сырья из-за рубежа, а не после производства продукта, также не способствует развитию отрасли: предприятия банально лишаются оборотных средств.

Во всем мире производитель осуществляет поставку готовой продукции в обмен на закупку материалов, производя зачет по услугам и работам. В Беларуси это запрещено: бюджету нужны «живые деньги». К чему это приводит, можно показать на одном примере.

Вы давно видели на прилавках белорусский коньяк? Нет его, зато есть молдавская, грузинская и прочая продукция с ценником от 20 тыс. рублей. При этом частным производителям, несмотря на все их усилия, в 2004г. не выделили квот на ввоз коньяка наливом (как это не без успеха делалось с виноматериалами).

Частники вполне могли бы ввозить «Арагви», «Белый Аист», «Плиску» и продавать в два раза дешевле, чем сейчас. Традиционные вопросы о качестве, которыми ныне пытаются перекрыть кислород производителям виноградных вин, смешно слышать: у государства полно механизмов контроля. Вместо неблагонадежных частников ставку сделали на РУП «Минск-Кристалл». Сейчас против руководства этого почтенного предприятия возбуждено уголовное дело. Причина - нанесение ущерба предприятию, а значит и бюджету. Теперь «Кристаллу» не до широкого ассортиментного ряда, ему гораздо проще клепать привычную водку.

СНИЖАЯ ГРАДУС

Рынок алкоголя в Беларуси очень маленький, почти домашний: сами производим и сами же потребляем почти все выпущенное. Но из-за узкого рынка сбыта и жесткой налоговой политики производство алкоголя в Беларуси давно перестало быть высокоприбыльным. С любой условной выпущенной бутылки производитель в самом лучшем случае получает $0,05. Однако ответа на вопрос о причинах единого налогообложения водки, настоек, бренди и коньяка он вряд ли дождется. Та же закономерность с единой ценой акцизной марки на вина и водку, благодаря которой в 2004г. на производство вин в республике был фактически введен дополнительный налог.

Существует мнение, что изменения в алкогольный декрет обусловлены недовольством госпроизводителей водки, вынужденных снижать обороты из-за засилья частников. Но те, кто работает на рынке, даже не рассматривают этот аргумент всерьез, как, например, директор ООО «Винреал» Владимир Захаров: «Предприятия без ведомственной подчиненности, как их сегодня ласково называет Минстат, все вместе производят около 1% водки и ликеро-водочных изделий из всего объ-ема, изготовляемого в стране. С такой долей влиять на что-либо невозможно».

Захаров сомневается в том, что проблемы белорусского рынка алкоголя кроются в определении собственника, как это считают разработчики поправок к декрету: «Сегодня многие госпредприятия находятся на грани банкротства. Малиновщизненский завод должен бюджету около 40 млрд. рублей. Поэтому дальнейшее увеличение акцизов на производство вин выглядит логично: в магазинах водка не идет, а вы тут про вино…»

Необходимость наведения порядка в отрасли - реальная потребность сегодняшнего дня. Десятки предприятий Минсельхозпрода, в основном работающих в совхозах и колхозах, не соответствуют нормативным требованиям. Их можно либо закрыть, либо полностью реконструировать. И для осуществления подобных мер у разнообразных контролирующих органов полномочий достаточно. Только при чем тут частник?

ВИНОЙ ВСЕМУ ВИНО

Реальная цена «винных поправок» к декрету легко просчитывается: ежемесячно республика потребляет 1,5 млн. бутылок виноградных вин, 90% которых производят три негосударственных предприятия - «Дионис», «Амбассадор» и «Винреал». Поправки ударят в первую очередь по ним.

Несмотря на программу оздоровления нации, поощряющую выпуск виноградных вин, успехи в виноделии госпредприятий весьма скромны. Поэтому если в следующем году негосударственные предприятия закроются, потребителю будут предложены разливаемые в Молдавии вина, а «импортозамещенный продукт» (госпрограмму импортозамещения никто, кстати, не отменял) исчезнет с прилавков.

Таким образом, поправки скорее поддержат молдавского производителя, чем белорусского, оголив целый сегмент винного рынка и стимулировав резкий скачок цен.

НА ЛИНИИ РАЗЛИВА

Накануне принятия поправок в декрет интересы двух структур, управляющих алкогольным рынком, - Госстандарта и «Белгоспищепрома», схлестнулись, словно посетители винно-водочного отдела. Все права на выдачу и лишение лицензии, дающие реальную власть, несколько лет назад получил Госстандарт, а концерн «Белгоспищепром» во многом оказался в роли английской королевы. Принято считать, что возросшая напряженность - результат попыток концерна вернуть влияние на рынке.

Эти попытки подкрепляет постановление Совмина N782 от 30.06.2004. В техническом плане предприятиям и их лабораториям для получения лицензии в обязательном порядке предложено обзавестись хроматографом и газоанализатором. Это потребует дополнительных затрат в пределах $20 тыс., к которым частники готовы. Гораздо загадочнее другой аспект постановления: отныне всем производителям велено иметь на предприятии «специализированные мощности». Что это такое, никто объяснить не может. Наиболее распространенная трактовка: на предприятии, производящем алкоголь, все линии должны быть разграничены. Скажем, может быть линия для разлива бренди, но разливать коньяк на ней уже нельзя. Такая трактовка подразумевает потребность в новых омывателях, насосах, фильтрах и т.д., т.е. влечет за собой сотни тысяч дополнительных затрат. К тому же, многие предприятия не располагают площадями для запуска нескольких линий. Все это может привести к автоматической приостановке деятельности далеко не самых слабых государственных и негосударственных предприятий.

С точки зрения Владимира Захарова, «сам термин «специализированные мощности» требует конкретизации со стороны уполномоченных органов. Когда производителю заявляют, что для каждого из продуктов нужно иметь «специализированные мощности», это отдает театром абсурда».

Производить коньяк или бренди более двух дней в месяц, исходя из существующих в стране потребностей, для частника не имеет смысла. Оставшиеся 28 дней в месяц оборудование будет простаивать. Сегодня большинство предприятий используют свои мощности для производства не только алкоголя, но и соков, минеральной воды и безалкогольных напитков. Благодаря подготовленным нововведениям они лишатся возможности варьировать ассортимент.

ХМЕЛЬНОЙ НАДРЫВ

Возможные итоги принятия поправок к президентскому декрету назывались давно. Норма «об обязательном участии государства в уставном фонде того или иного производителя алкоголя в пределах 51%» и фактическая монополизация отрасли немедля принесут плоды: негосударственные предприятия закроются, следствием чего станет массовое сокращение работников, падение поступлений в бюджет, невозможность возврата взятых кредитов, изъятие капиталовложений инвесторами и далее по списку.

В конце этого года брожение на алкогольном рынке увязали с общим «обкуром» в торговле: в магазины поступили циркуляры, предписывающие иметь в ассортименте 24 вида табачных изделий Гродненской табачной фабрики. В случае нарушения магазины лишатся… лицензии на продажу алкоголя. Многие аналитики ожидают, что в 2005г. торговля начнет получать еще и жесткие указания по алкогольному ассортименту.
Добавить комментарий
Проверочный код