Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (463) 22 ноября 2004 г. События. Оценки

ОТМОЕМ ФРАНЦУЖЕНОК

22.11.2004
Янка ГРЫЛЬ

№ 46 [463] от 22.11.04 - Среди острых, наболевших, а порою и порядком поднадоевших проблем, поднятых Александром Лукашенко в выступлении 17 ноября, видное место заняла будущность отечественного рекламного бизнеса. Тонкий диалектик, привыкший решать экономические вопросы в контексте социальных, социальные - в контексте криминальных, а криминальные - в контексте кадровых, глава государства подошел к теме комплексно.

Отправной точкой послужила судьба молодежи, которая после поездок на оздоровление или учебу на Запад, привозит на родину багаж весьма сомнительной идеологической ценности. «Неужели вы не видите, какими дети возвращаются оттуда?! Что нам этот образ жизни дает? У нас ведь и так этот потребительский образ жизни, как в советские времена правильно говорили, захлестнул всю молодежь и страну. А эти детишки, малыши оттуда возвращаются уже потребителями в квадрате…»

Понятие «общество потребления», появившееся в мировой социологии в 1960-70 гг., действительно нам идеологически чуждо: несмотря на кружащий голову руководству страны экономический рост, отечественный производитель никак не насытит белорусский рынок. Зато экспортный потенциал страны растет. И не только за счет товаров, но и за счет людей. Потому Александр Григорьевич и вознегодовал: «Мы не можем допустить, чтобы наша молодежь была предметом торговли, особенно девушки… Нужны действенные, согласованные меры разных структур, чтобы не плодились всякие сомнительные клубы и агентства».

Но ведь отвадив от злачных мест, молодежь нужно еще трудоустроить - «рекламировать одежду, другую отечественную продукцию и разные услуги» (понятно, не сексуального характера. - Я.Г.). Президент продемонстрировал глубинное знание ситуации: большинство белорусских частных модельных агентств представляют собой сегодня что-то среднее между школами сценографии и этикета и справочными бюро по трудоустройству за рубеж. Дома нет заказов и маленькие гонорары. На заре рекламы мобильной связи «лицам», жизнерадостно обнимавшим на билбордах первые GSM-телефоны, порой вместо денег предлагали даже не телефон, а возможность подержать его.

Но сейчас страна на подъеме, денег куры не клюют, поэтому «картотеки модельных агентств должны быть в полном порядке». К сожалению, компетентные органы забыли проинформировать Александра Григорьевича, что именно полный контроль за базами данных агентств создает питательную среду для все более изощренных способов эксплуатации наших девчат: информация о готовом товаре - тоже товар.

Зато желание «заставить наши предприятия активно развивать рекламный бизнес» можно только приветствовать. Хотя, по отзывам самих маркетологов госпредприятий, в широкой рекламе они не всегда заинтересованы: одни почти целиком работают на более платежеспособный российский рынок, у других нет средств, третьи просто не умеют и не хотят учиться. Но раз у нас «пруд пруди красавиц», а экономический подъем налицо, нужно перестраиваться. И если завтра мы увидим на билбордах брюнетку в бикини на капоте МАЗа или блондинку в вечернем платье, эротично обнявшую металлоконструкцию БМЗ, это пойдет только на пользу экономике.

Самый громкий пассаж Лукашенко был обращен к мэру Минска Михаилу Павлову: «Не должны «висеть» эти француженки с замызганными лицами на каждом перекрестке. Даже где президент ездит, понавешивали неизвестно чего! Своих сфотографируйте, и пусть рекламируют часы нашего предприятия. И начинайте это уже завтра делать». С одной стороны, мэрия запоздала, смена рекламных постеров часов Omega с Синди Кроуффорд началась не «завтра», а «послезавтра». С другой - посольство Франции может воспринять сказанное как недружественный акт по отношению к Французской Республике. С третьей - непонятно, какое отношение швейцарский бренд Omega (основан в 1894г.) и Кроуффорд имеют к Франции.

1 кв.м щитовой рекламы приносит в городскую казну $5-20 ежемесячно, в центре действуют максимальные ставки и коэффициенты. Борьба за самые сладкие места под наружную рекламу достигла такого накала, что в нынешнем году некоторые компании перед референдумом специально устанавливали конструкции с ура-патриотическими плакатами, чтобы потом с помощью госмедиа облегчить согласование с Мингороформлением. Центр столицы напичкан подземными коммуникациями, потому любой новый носитель тут требует не менее дюжины разрешений. Уже сейчас 15-20% наружной рекламы в центре носит социально-идеологический характер, потому она не должна оскорблять эстетических чувств главы государства.

Массовый уход с рынка наружной рекламы иностранных предприятий, по разным оценкам, уменьшит его финансовую емкость на 30-60%. Как это положено в Беларуси, чужеземцы, даже будучи резидентами РБ, платят в бюджет больше, чем отечественные толстосумы. В ближайшие месяцы ряд иностранных заказчиков покинет рынок наружной рекламы: им предстоит отмыть «замызганных француженок» и подождать, пока Александр Григорьевич изменит отношение к Синди. Как показывает практика, любое вмешательство государства в рекламный рынок действенно в течение двух-трех месяцев: потом финансовые соображения вновь берут верх над идеологией.

Хорошо еще, что президенту попалась на глаза безобидная Omega, которая никогда не составит конкуренции «Лучу»: разные сегменты рынка. А если бы там висел Patek Philippe - любимая часовая марка Владимира Путина?

Вкратце бизнес-план для белорусского предприятия, во исполнение поручения президента решившего украсить город своей рекламой, таков: прокат одной плоскости билборда в центре обойдется в $300-750 - в зависимости от места, оператора, срока контракта и т.п. Печать 1 кв.м постера стоит $15-30 - в зависимости от технологии, цветности, тиража. Остаются дизайнер, фотограф, модель. Им в Беларуси платят редко и мало, поэтому стоит надеяться, что в выступлении после следующего плебисцита глава государства более предметно выскажется по данному вопросу, дав новый толчок белорусской индустрии рекламы.
Добавить комментарий
Проверочный код