Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (463) 22 ноября 2004 г. Sexus

СЕКС-СИМВОЛ В МИКСЕРЕ

22.11.2004
Вета ВОСЬМИЛЕТОВА, Света СЕМИЦВЕТОВА

Есть все-таки вечные ценности: 90-60-90, волосы цвета декоративной соломы, нарочито-невинный взгляд голубых глаз… Да, это Барби, которую все мы так горячо любим. И поэтому в ее честь назвали барбарис, барбитурат и Санта-Барбару. Почему любим? Потому что джентльмены предпочитают блондинок. А остальные норовят подстроиться под вкусы джентльменов.

ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН

В стерильный век гипермаркетов, виртуального секса и безукоризненных прокладок Музой американского фотографа и художника Тома Форсайта стала Барби.

Замысел родился в 1997г. и вылился в серию фотопостеров Food Chain Barbie. «Пищевая цепь Барби» - не просто реестр того, что кушает Барби или как едят саму Барби, а подробнейшая опись всего, что «хавает пипл». Нагая Барби в миксере, в блендере, в бокале для мартини, в микроволновке, в тарелке с блюдами китайской кухни. Иногда - целый выводок красавиц, то бурно выясняющих отношения, то солидарно принявших недвусмысленно эротическую позу. Всего 78 снимков под названиями, эксплуатирующими простодушные обывательские мечты о красивой жизни.

Художник обозначил открытый им феномен «Власть Барби как миф о красоте» и долго колесил по родному штату Юта с выставками и лекциями: «Для моей новой работы нужен был настоящий символ тупой потребительщины, а для меня это Барби… Я заставил куклу исполнить все роли, какие только можно себе представить, со всеми сопутствующими этим ролям предметами».

Несколько тысяч долларов он заработал, хотя ни именной грамоты от Джорджа Буша, ни права представлять творческую интеллигенцию на ежегодном сходе тружеников Ютщины не заслужил.

БАРБИ - ТРАНССЕКСУАЛ?

Тягу Форсайта к стройным блондинкам из пластмассы категорически не разделяют американские феминистки. Существует точка зрения, согласно которой безобидная куколка программирует будущую женщину, чтобы та, по мере созревания, становилась объектом, а не субъектом, элементом интерьера, деталью быта. Не просто рядом с микроволновкой и блендером, а на одном уровне с этими неоспоримыми достижениями прогресса.

Играя с Барби, девочка заранее знает, какая роль отведена ей во взрослых играх - лупоглазой белокурой куколки, обреченной всю жизнь служить симбиозом портативного инкубатора, посудомоечной машины и кухонного комбайна. Просто Форсайт пошел несколько дальше - запихал Барби в миксер, а на другом постере часть миксера с наиболее сильным вращательным моментом нацелил на самые аппетитные части тела Барби. Но трагедия еще и в том, что секс-символ для маленьких является объектом коммерческой собственности компании-производителя.

США - страна, помешанная на политкорректности. Ради нее, проклятой, Барби наштамповали кучу сестренок с разным цветом кожи и волос, разрезом глаз и т.п. Но главный барьер - между М и Ж - гиперполиткорректный американский масскульт не перешагнул. И страшно подумать, что случится, если перешагнет, по-голливудски виляя бедрами: Барби-мальчик? Барби-гей? Барби-транссексуал?

САГА О ФОРСАЙТЕ

Так бы и бедствовал художник в безвестности, если бы снова не пришла на помощь кудесница Барби - в лице компании-производителя Mattel, предъявившей в августе 1999г. Форсайту иск в нарушении авторских прав на белокурую красавицу. Право первой брачной ночи с Барби Форсайт и Mattel оспаривали друг у друга 5 лет.

Америка - страна с развитым институтом авторского права. Однако когда практически все популярные символы защищены копирайтами крупных компаний, искусству некуда сунуться. Это в бурные 60-е Энди Уорхол мог выставить банку томатного супа Campbell’s без юридических последствий. Сегодня, по словам Нельсона Павловски из международного студенческого движения Free Culture, «если вы хотите говорить о проблемах общества на понятном ему языке символов, вас просто съедят», как пресловутый томатный суп.

Mattel не раз одерживала победы в аналогичных судебных спорах, только ответчиками выступали другие компании. Но корпорации изменило чувство юмора: ей отказали даже в судебном запрете на демонстрацию работ Форсайта, поскольку пародия не может нарушать авторского права. В 2001г. суд Лос-Анджелеса решил дело в пользу ответчика, но Форсайт требовал компенсации: человеку искусства негоже таскаться по присутственным местам в ущерб «нетленке».

В декабре 2003г. судебные заседатели 9-го округа подтвердили предыдущее решение и отфутболили запрос о компенсации обратно в Лос-Анджелес. Тамошние судейские рассудили здраво: своим «необоснованным, фривольным и неблагоразумным» иском «истец втянул ответчика в дорогостоящую тяжбу». 30 июня 2004г. федеральный судья постановил: Mattel должна выплатить Форсайту $1,8 млн. в качестве компенсации юридических расходов.

Судьба Барби сплотила прогрессивную американскую общественность сильнее, чем референдум белорусскую. День 27 июля деятели свободной культуры объявили Национальным днем «Барби в блендере», празднование которого вылилось в кампанию по защите свободы слова. National Barbie-in-a-Blender Day американская интеллигенция празднует и поныне. Для участия достаточно выслать организаторам свои работы с нетленным образом Барби. Лучшие плоды вдохновения застрельщики Barbie-in-a-Blender Day размещают в интернет-галерее рядом с классикой - «Пищевой цепью».

«БАРБИ, СЫМИ СТРЫНГИ!»

Почему белорусское искусство так глухо к обозначенной Форсайтом теме? Ведь насколько близок образ исконной белорусской красавицы к имиджу Барби - волосы, будто лен на Оршанском льнокомбинате, глаза - голубее той «голубизны», которой соотечественники куклы норовят подорвать наше национальное целомудрие. Стан гибок, как ивовая ветвь, и прям, словно суппорт токарного станка… То и дело слышишь на проспекте Скорины восторженные реплики неравнодушных к красоте молодых людей, обращенные к проходящим блондинкам: «Барби, сыми стрынги! Гы-гы-гы!»

Сюжеты напрашиваются сами собой: Барби - жнея, согнувшись буквой Z, собирает с полей родины увесистые колосья неслыханного урожая; Барби - активистка БРСМ хрупким нагим телом закрывает от взоров идеологически нестойких сограждан оппозиционный плакат; Барби - олимпийка на заморском стадионе мечет неподъемный молот в сторону родины; Барби - член избиркома, погрузив руки в урну, со счастливой улыбкой достает оттуда аккуратно сложенные плоды народного волеизъявления…

Все хорошее, что делается в стране, делается хотя и по указанию мужчины, но заботливыми женскими руками. Без всяких миксеров и блендеров. А перекиси водорода у нас, может, и больше, чем в далекой Америке. Короче, как говорил герой «Покровских ворот», «искусство, тетушка, в большом долгу…»
Добавить комментарий
Проверочный код