Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (461) 08 ноября 2004 г. Визави

ЧИСТО МИРОВОЙ БАЗАР

08.11.2004
Елена АНКУДО, Ольга МИКША

На минувшей неделе наконец-то стало известно, что именно сделало Беларусь центром славянского мира. Это фестиваль «Славянский базар». Как заметил президент на совещании, проведенном в его резиденции 3 ноября, именно здесь аккумулируются высокие культурные ценности и духовные традиции Беларуси. А раз так - стоит начинать думать о проведении очередного фестиваля, который глава государства по обыкновению пожелал увидеть «мероприятием высочайшего уровня». Лукашенко пообещал: государство не оставит фестиваль без поддержки. В жертву планируется принести менее значительные культурные события, от финансирования которых, возможно, придется отказаться в пользу будущего «всемирного культурного форума». Хватит ли белорусам зрелищ, а бюджету - средств, корреспонденты «Белорусской газеты» выясняли у художественного руководителя ансамбля «Сябры» Анатолия ЯРМОЛЕНКО и директора продюсерского центра «Класс-Клуб ДК» Геннадия ШУЛЬМАНА.

Анатолий ЯРМОЛЕНКО: «Я РАД, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ ВСТРЯХНУЛ СИТУАЦИЮ»

- Беларуси очень повезло, что у нее есть такой фестиваль, как «Славянский базар». Помню, как он начинался: в советские времена в Витебске проходил фестиваль польской песни. После распада Союза он прервался, но на освободившихся площадках организовали белорусский конкурс. Я принимал участие во всех праздниках - и в польских, и в наших. Могу сказать: это очень хорошо, когда в страну приезжает много гостей. Каждый год у «Славянского базара» расширяется география, и в этом плане фестиваль уникален. Здесь чувствуют себя хорошо не только славяне.

Я часто бываю в жюри и вижу, с каким настроением приезжают некоторые гости. У них почему-то очень странная информация о Беларуси. По их представлениям здесь живут, образно выражаясь, чуть ли не пигмеи, у которых ужасные бытовые условия. Но к концу фестиваля таких гостей не узнать, для них становится очевидно, что только очень счастливые и искренние душой люди могут так жизнерадостно проводить фестиваль.

Очень хорошо, что президент решил обсудить проблемы «Славянского базара» на таком высоком уровне. И меня радует, что планку фестиваля решено поднимать, ведь, если разобраться, «базар» давно вышел за рамки простого фестиваля. Это форум, на котором могут и должны встречаться политики, артисты, мировые импресарио. В настоящее время это единственный действующий фестиваль на постсоветском пространстве, который сумел сохранить лучшие советские традиции. Здесь особая аура, которую невозможно перенести в другую страну.

Взять хотя бы то, как ведут себя в Витебске гости - российские артисты. Здесь все равны, свободны от амбиций, свойственных российским попсовым мероприятиям, сюда не надо брать много охраны. Где еще вы увидите российскую звезду на улице без телохранителей, кроме как в Витебске?

- Участие в фестивале раскрученных звезд, привыкших к высоким гонорарам, автоматически поднимает стоимость мероприятия, в то время как цена билетов на белорусские концерты традиционно невысокая. Можно ли в такой ситуации вообще получить прибыль от фестиваля?

- Самую заметную прибыль «Славянского базара» трудно оценить деньгами - это наша визитная карточка, мы заявляем о Беларуси на весь мир. Что касается материальных доходов, не думаю, что они высоки. Возможно, окупается гонорарная часть: залы-то заполнены. Но праздник массовый, что само по себе предполагает множество затрат. Когда в свое время на Украине хотели проводить часть «Славянского базара», им пришлось быстро отказаться от этой затеи: чего-то не хватило - то ли денег, то ли организаторских способностей.

- Получается, что организаторам крупного фестиваля не обойтись без патронажа государства?

- Что касается «Славянского базара», то ответ однозначный: не обойтись. Кстати, когда-то этот фестиваль хотели «вывезти» из Беларуси, и только волевое решение президента сохранило праздник для республики. Конечно, надо привлекать и коммерсантов, чтобы они вкладывали средства, ведь фестиваль очень дорогой, для него требуется много составляющих: качественная аппаратура, популяризация мероприятия в СМИ и др. Важны любые мелочи - от заставки с васильками до качественной раскрутки на телеканалах разных стран. Но чтобы сделать все это, нужны деньги.

- ...которых на все белорусские фестивали уже не хватит?

- Мне импонируют слова президента о том, что, возможно, маленькой стране действительно не требуется столько фестивалей. Малозаметный конкурс себя никогда не окупит. И желание государства проводить коммерчески целесообразные мероприятия вполне объяснимо. Конечно, люди хотят видеть праздник и на своей улице. Как соединить интересы населения и желание организаторов сделать фестиваль финансово рентабельным, думают специалисты. Вообще организация любого фестиваля в любой стране - очень непростое и затратное дело. Оно требует целеустремленности, собранности и самопожертвования. Без совместных усилий многих организаций не обойтись. У нас же каждый старается «крутиться» в одиночку. Усилия должны быть объединены во что-то общее - тогда появится и результат.

- Какие, на ваш взгляд, фестивали, кроме «Славянского базара», нам стоило бы сохранить?

- В первую очередь «Золотой шлягер» и «Дажынкi». Первый - это бренд, он сохраняет лучшие песни прошлых лет. Второй - праздник для тех, кто выращивает хлеб, возможность изменить облик маленьких городов, вера в завтрашний день. Должны быть театральные форумы, кинофестивали. Как лучше их организовать - это вопрос. Почему бы, к примеру, не проводить какие-то конкурсы в рамках «Славянского базара», но в разных белорусских городах? Это возможно: у «базара» грамотная дирекция, очень хорошая организация и, что немаловажно, отсутствие нарушений.

- Кстати, о нарушениях. Комментируя уголовное дело, возбужденное в отношении экс-директора Могилевской филармонии и одного из руководителей фестиваля «Золотой шлягер» Владимира Браиловского, сотрудники правоохранительных органов говорят, что в шоу-бизнесе не обойтись без «серых» схем и, следовательно, без нарушений. Якобы многое начинается уже с подписания договора со звездой, которая требует выплаты гонорара наличными еще до концерта. Это правда?

- В любом бизнесе можно украсть, неважно, чем конкретно ты занимаешься. Что касается звезд, то, если администратор не может договориться с исполнителем, значит, он плохой администратор. Сейчас многое меняется, и «серые» схемы, к счастью, уходят в прошлое, время прохиндеев кончилось. Многие продюсеры дорожат своим именем и уже не допускают нарушений.

- А в Беларуси мог бы появиться новый фестиваль, который удастся раскрутить не хуже «Славянского базара»?

- Зачем еще что-то создавать, раскручивать? У нас достаточно фестивалей, над которыми можно работать. Есть в чем совершенствоваться и чиновникам, которые организовывают, а если быть правдивым, то иногда и заорганизовывают культурные мероприятия. Далеко не всегда чиновники так же искренни, как артисты. Ведь музыканты и исполнители живут ради искусства, а некоторые руководители, увы, порой просто стараются удержаться на посту. И очень хорошо, что о недостатках наконец заговорили на таком высоком уровне. Я рад, что президент встряхнул ситуацию. Он на профессиональном уровне владеет темой и искренне заинтересован в развитии фестиваля. После совещания у нас появилась надежда, что продукт - фестиваль «Славянский базар» - станет качественнее и получит новую упаковку.

СПРАВКА «БГ». Анатолий Ярмоленко родился в 1947г. в Гомельской области. В 1974г. окончил Гомельское музучилище. В том же году основал ВИА «Сябры», художественным руководителем которого является на протяжении 30 лет. Дети - сын Святослав и дочь Алеся - работают в ансамбле. За время существования «Сябры» выпустили 20 виниловых пластинок, 8 компакт-дисков и бесчисленное множество кассет. Самые популярные песни - «Алеся», «Лягу-прылягу», «Глухариная заря», «Печки-лавочки», «У криницы», «Завалинка», «Переживем».

Геннадий ШУЛЬМАН: «ЭТО ОТКРЫТЫЙ ЧЕМПИОНАТ ЭСТРАДНО-НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

- В чем смысл проведения фестивалей?


- Смысл любого значимого фестиваля в том, чтобы показать гостям страну, где он проводится. Чтобы страна встала в ряд с другими государствами, которые отличаются своими фестивальными проектами. Откуда мы знаем про Мюнхен? Там проводится фестиваль пива. Или Канн - маленький городок на границе Франции и Италии, который прославился своим кинофестивалем. Об этих фестивалях и городах знает весь мир.

О фестивале «Славянский базар», я думаю, знает сегодня значительная часть европейского населения и, что немаловажно, вся Россия и постсоветское пространство. Однако очевидно, что этого недостаточно, чтобы стать культурологическим событием в масштабах планеты. Хотя, безусловно, такое событие - это престиж страны.

- Для престижа страны сколько нужно таких фестивалей?

- Достаточно одного, хотя это не значит, что других не должно быть. Хорошо бы, чтобы один фестиваль был не просто крутым, потому что в него вкладываются большие деньги, но и имел мощный общественный рейтинг.

- Такой рейтинг невозможно получить без больших вложений...

- Конечно. Престиж складывается не только из привлекаемых средств, но и из состава гостей и участников фестиваля. О «Славянском базаре» многие говорят, что каждый год здесь одно и то же. Тусовка уже устала друг от друга, и туда ездят больше по инерции, чем из желания приобщиться к чему-то новому. Я не хочу принижать значение «Славянского базара», он действительно единственное крупное культурное событие в Беларуси, но дальше рамок белорусского открытого фестиваля он не идет. Эдакий открытый чемпионат эстрадно-народного творчества.

- Чего не хватает?

- «Славянский базар» имеет потенциал и КПД. Не хватает серьезных вложений. Я не знаю бюджета фестиваля, но, судя по содержанию, видимо, не очень большие средства отпускаются для его насыщения. Если говорить о фестивале международного уровня, там все же должны быть VIP-персоны - как участники, как члены жюри и, что немаловажно, как гости.

- Фестиваль подобного уровня должен быть под патронажем государства или ему нужны спонсоры?

- Одно не исключает другого. Есть некая культурологическая единица - фестиваль. И от того, кто его патронирует, кто его идеолог, продюсер, от уровня этого идеологического продюсера зависит объем средств и содержание фестиваля. Финансы должны быть потрачены на значимых персон, которые поднимают рейтинг фестиваля. Здесь прямая зависимость. Если нет денег, никого не уговоришь.

- «Славянский базар» - не только фестиваль, но еще и конкурс. Какая его часть более интересна?

- В этом году я посмотрел финальную часть конкурса, и могу сказать, что конкурс мне был намного интереснее, чем концертные программы. На конкурсе новые имена, интересные ребята с горящими глазами. Вот для них такой фестиваль - невероятное событие. А для профессионалов это очередная возможность заработать немножко денег и хорошо провести время. А раз денег немножко, многие музыканты не едут. Денег на достойный гонорар хватает, видимо, только для одной-двух звезд.

- У нас проводятся несколько фестивалей рангом поменьше. Нужны ли они стране?

- Если говорить о таких фестивалях, то действительно лучше концентрировать деньги вокруг «Славянского базара». Чем распылять средства на незаметные региональные фестивальчики, лучше аккумулировать ресурсы для одного мероприятия и сделать так, чтобы это было круто.

- Кроме музыкального, какой еще фестиваль могла бы создать Беларусь?

- Просто набухает - и скоро взорвется - идея настоящего пивного фестиваля. Речь идет не о том, что уже состоялось нынешней осенью, а об огромном празднике, куда можно было бы привлечь наших соседей, которые все любят и варят пиво. Но здесь нужны инициативные люди, которым небезразлична судьба хорошей идеи. У нас тоже есть потрясающая идея, есть достойные исполнители. Очень важно, чтобы фестивали хорошо рекламировались. На мой взгляд, в бюджете подобных мероприятий заложены мизерные деньги на рекламную кампанию. Возможно, организаторы подобных мероприятий недооценивают роль рекламы в раскрутке конкретного фестиваля или концертов, проводимых в его рамках.

Вот недавно прошел у нас театральный фестиваль «Панорама» - кто о нем знал? Я случайно узнал, что великолепный мюзикл «Иствикские ведьмы» будет идти в зале Дворца Республики: шел мимо Купаловского театра и увидел объявление сбоку на стене на листке формата А4. И результат такой же! Очень жаль, что о таком хорошем мюзикле город и страна так и не узнали. Видимо, задача получить доход просто не ставилась и не ставится - ни сейчас, ни ранее. Если бы хотели получить доход, все было бы по-другому.

- А фестиваль - это доходное дело?

- В России - да, но не в Беларуси. У нас расходная часть абсолютно неадекватна доходной. Первая причина - в ценах на билеты: они не покрывают издержек, а поднять цену тоже нельзя. Кроме того, нет законодательной базы для привлечения спонсоров. Некоторые дают деньги, вовсе не ожидая никаких других дивидендов, кроме моральных. А поскольку большинство фирм, которые могли бы стать спонсорами, небогаты, средства, которые они могут выделить, невелики. Значит, сделать хороший фестиваль не на что. Поэтому у нас фестиваль - это в первую очередь PR.

СПРАВКА «БГ». Геннадий Шульман родился в 1960г. в Минске. В 1987г. окончил Институт культуры по специальности «работник культуры и просвещения». До 1991г. работал в молодежном центре «Крыница» при ЦК ЛКСМБ (позже «Триумф» при обкоме ЛКСБМ). В 1991г. создал продюсерский центр «Класс-Клуб ДК» и стал его директором.

ГДЕ, СКОЛЬКО И ПОЧЁМ

1. Бюджет «Славянского базара» в 2004г. составил более $1,5 млн. (в 2003г. - более $2 млн.; в 2001г. - более $1 млн.). Постоянный призовой фонд «Славянского базара» - $22 тыс.

2. Бюджет кинофестиваля «Кинотавр» - $2,5 млн.; призовой фонд турнира по теннису на «Кинотавре» - $20тыс.; призовой фонд чемпионата по подкидному дураку: $1 тыс. - первое место, $600 - второе, $400 - третье.

3. Бюджет Каннского фестиваля составляет около $10-12 млн. Ежегодный доход от фестиваля - от $60 до $90 млн.

4. Один из самых скромных фестивалей в Европе - Берлинский c бюджетом около $9 млн.

5. Бюджет Московского международного кинофестиваля составляет RUR72 млн., еще $1 млн. добавляют спонсоры.

6. Бюджет Венецианского кинофестиваля составляет $7 млн.

7. Бюджет театрального фестиваля в Авиньоне - 9 млн. 200 тыс. евро.

8. Бюджет «Евровидения» в 2004г. - около 11 млн. швейцарских франков; бюджет юбилейного «Евровидения» в 2005г. может составить до 25 млн. евро.

9. Общий призовой фонд Международного фестиваля скачек в Дубае - $21 млн.
Добавить комментарий
Проверочный код