Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№44 (461) 08 ноября 2004 г. Радости жизни

ВЫПУСТИТЬ ПАР НА ТРАССЕ

08.11.2004
Елена АНКУДО

Сила и скорость издавна кружили головы настоящим победителям, и неважно, где - на войне или в любви. Потому-то мощь спортивной машины, за секунды достигающей предельной скорости, вызывает целый спектр эмоций - от женского восторга до мужской зависти - в шлейфе, который оставляет за собой нарушитель скоростного режима, владелец Subaru или Mitsubishi.

Для большинства жителей Беларуси этим нарушением ПДД и ограничиваются знания об автомобильном спорте. Между тем в стране существуют машины, созданные исключительно для участия в ралли - соревнованиях на скорость и точность прохождения сложного маршрута, в которых принимают участие только специально подготовленные автомобили.

ШЛЕМ, РЕМНИ, АДРЕНАЛИН

Раллийный автомобиль - явление исключительное. Его приобретают и содержат только для того, чтобы развить скорость 220 км/час на дороге, где обычный водитель не решится выжать больше 50. Невероятно, но по степени удобств раллийный автомобиль сравним с приснопамятными «москвичами» или «запорожцами». Жесткое сиденье не откидывается, специальные ремни безопасности резко ограничивают подвижность тела, даже такое простое действие, как открытие бардачка, становится невозможным. Если добавить обязательный термоустойчивый костюм (автомобиль в любую минуту может загореться) и шлем (хотя бы для того, чтобы не оглохнуть от рева мощного двигателя), нетрудно представить себе ощущения в салоне машины.

Обо всем этом забываешь, когда начинает дрожать стрелка спидометра. Успеть оценить изгибы трассы можно только шестым чувством. Впрочем, пилот за рулем все равно не видит, что там, за поворотом. Он едет на слух - по описанию, которое через переговорное устройство диктует штурман.

БИЗНЕС НА ДОРОГЕ

Сила и скорость - удовольствие не из дешевых. Вместе с профессионалами за автоспортивные достижения сражаются представители бизнес-класса. Серьезные результаты здесь невозможны без денег; именно по этой причине ралли в Беларуси не очень популярны.

Чтобы испытать себя и машину, отечественным спортсменам приходится выезжать за рубеж. Лучшие из доступных трасс - в странах Балтии, извилистые гравийные дороги привлекают сюда спортсменов из всех постсоветских республик. К примеру, в ближайших планах чемпиона Европы по автокроссу, участника одного из этапов известного в Литве ралли Kauno Ruduo, сына президента Татарстана Радика Шаймиева - тренировки в местечке Кочергине в 50 км от Каунаса (правда, после замены разбитого Mitsubishi Lancer EVO VII) и участие в чемпионате Литвы.

На ралли Kauno Ruduo лучший белорусский экипаж вошел в первую десятку, опередив более 60 спортивных машин. Полноприводной Subaru Impreza привели к победе гендиректор ООО «Маркелл» пилот Валерий Сазанков и литовский штурман Арвидас Каледа. Второе место из отечественных экипажей завоевали 23-летний пилот желто-синего Renault Megane Анатолий Шимаковский и штурман Игорь Макарчук. Они-то и рассказали корреспонденту «Белорусской газеты» об особенностях автомобильного спорта в Беларуси.

Ключ зажигания в первой машине - польском Fiat - Анатолий Шимаковский повернул в 6 лет: «Мой отец, спортсмен-гонщик, тренировал в это время курсантов на Боровой, а меня надо было чем-то занять. Прежде чем посадить меня за руль, он подложил деревяшку на кресло. Рядом пристроили ребенка на несколько лет младше. Курсанты с любопытством поглядывали на лавирующий экипаж, один из членов которого сосал соску».

Игорь Макарчук оказался в штурманском кресле почти случайно: «Один из лучших белорусских гонщиков Валерий Сазанков предложил попробовать, что такое спортивный автомобиль. Я опрометчиво согласился - и мне понравилось».

ЦЕНА ПОБЕДЫ

Для участия в ралли допускаются автомобили с жесткими техническими требованиями. Пространство, которое у обычных машин занимает вторая пара кресел, заполнено каркасом безопасности, не позволяющим кузову смяться при ударе. Система пожаротушения, специальная подвеска и трансмиссия - все этим оснащены спортивные автомобили. Ведущие производители выпускают для ралли специальные машины. У нас переоборудованием занимаются сами команды. Спортсменам приходится содержать не только технику, но и профессиональных механиков.

«На подготовку стандартного Renault нам понадобилось больше года, - рассказывает Игорь Макарчук. - Его разобрали, переделали подвеску, добавили систему безопасности, изменили кое-что в двигателе. Сегодня машина относится к классу N - это почти стандартный автомобиль. Для сравнения: в классе А машину переделывают на 80%. Путь к спортивному совершенству бесконечен, были бы деньги».- Если не секрет, сколько денег потребовалось для подготовки Renault?

- Приобретение подходящей подержанной машины и доработка ее до класса N ниже стоимости нового автомобиля среднего класса. Скажем, за $10-$12 тыс. можно сделать неплохой автомобиль, отвечающий требованиям международных соревнований. Серьезных результатов на нем не достигнешь, но от души покатаешься.

- Если побеждает более дорогая машина, получается, что ралли - это соревнование кошельков?

- Я бы не ставил знака равенства между деньгами и высоким результатом. Многие спортсмены не доезжают до финиша, разбивая весьма дорогую машину еще в начале маршрута. Их цель - получить адреналин. В спорте побеждают не деньги, а умение правильно ими распорядиться - довести автомобиль до хорошего технического уровня и подготовить слаженный экипаж. Другое дело, что без определенной суммы высокого результата не достичь.

- Много ли в Беларуси спортивных автомобилей, готовых к ралли?

- На ралли Kauno Ruduo маленькая Литва выставила почти сотню машин, из Беларуси приехали семь экипажей. Это все, чем мы сегодня располагаем. Но причина не в деньгах. В Минске за несколько часов можно насчитать пару десятков Subaru и Mitsubishi, потенциальный спортивный ресурс которых намного превышает городские возможности. Водители таких машин - первые кандидаты для участия в ралли, их сознание ориентировано на серьезное вождение. Они знают, что машина не реализует все свои возможности на обычной дороге. Но для выезда за рубеж для участия в ралли требуются не только деньги, но и время. Если бы ралли проводились в Беларуси, через пару лет собралось бы не менее полусотни серьезных машин. К сожалению, наша автомобильная федерация занимается организацией соревнований для любителей - кто быстрее проедет через фишки. Тем, кто стремится к спортивным результатам, по-прежнему негде испытать возможности автомобиля.

БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА

Покидая соревнования, болельщики ведут машины быстрее, чем обычно: всем хочется казаться спортсменами. Но в обычной жизни пилоты и штурманы раллийных машин не лихачат. Гонщики уверяют, что на дороге их не заметишь, настолько спокоен и корректен стиль вождения.

«Принято считать, что профессионал сохраняет агрессивный стиль вождения, какую бы машину ни вел, - продолжает Анатолий Шимаковский. - Это не так. Спортсмены знают свой уровень, а пар они выпустили на трассе - им нечего доказывать ни себе, ни другим».- Неужели даже скоростной режим не нарушаете?

- Скорость превышает любой водитель, даже сотрудник ГАИ. Ну не может нормальный человек ехать медленно, если кто-то просто забыл убрать знак после ремонта дороги или повесил ограничение там, где оно не нужно.

- Вероятно, не стоит спрашивать сына профессионального гонщика, тревожатся ли его родные, когда он выезжает на старт. А вам самому не страшно?

- Это еще одно заблуждение. Наши машины серьезно подготовлены, и даже серьезная авария не причинит спортсмену опасных травм. Разве вы слышали о несчастных случаях на чемпионатах мира по ралли? Горнолыжный спорт - гораздо более рискованное занятие.

- А машину не жалко? Случается, когда она доезжает до финиша, то ремонту не подлежит…

- Все раллийные автомобили застрахованы, так что отчаяния на лице владельца помятой машины вы не увидите. После каждых соревнований автомобиль тщательно перебирают. Из-за огромных нагрузок ресурс некоторых деталей гораздо меньше, чем в обычных машинах, так что все равно приходится эти детали менять.

- Ралли - едва ли не самый дорогой вид спорта. Можно ли о белорусских спортсменах сказать, что они люди состоятельные?

- Белорусские спортсмены не зарабатывают на гонках, как это принято в других странах, напротив, платят за них. Чтобы иметь эту возможность, все спортсмены заняты в каком-то бизнесе, обычно связанном с машинами.

- Есть ли в Беларуси хорошие раллийные трассы?

- Несколько участков недалеко от Минска, которые мы уже выучили наизусть. Найдутся, наверное, еще в Витебской или Гродненской областях.

- А какими вы видите ближайшие результаты наших спортсменов?

- Серьезные соревнования, в которых белорусам можно надеяться на призовые места, - этап чемпионата Европы в Латвии. Сюда приезжают спортсмены с мировым именем. Для белорусов это пока единственная реальная цель, к которой можно попытаться приблизиться.
Добавить комментарий
Проверочный код