Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№44 (461) 08 ноября 2004 г. Портмоне

НАШИХ ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ

08.11.2004
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

В белорусском деловом мире слышен хруст бумаги: пишутся бизнес-планы. А это первый признак реального экономического роста и улучшения делового климата. И юридические, и физические лица жаждут кредитов, инвестиций, приватизации новых предприятий и модернизации старых. Если еще недавно составление бизнес-планов считалось уделом лишь тех, кто имеет доступ к финансовым ресурсам и их распорядителям, то сейчас жанр активно осваивается малым и средним бизнесом.

Почему? В качестве ответа легче всего отослать к хрестоматийным определениям бизнес-плана как документа, где описаны все основные аспекты конкретного бизнеса, проанализированы главные проблемы, с которыми он может столкнуться (и скорее всего столкнется), определены основные способы решения этих проблем.

Но критерием истины, как известно, является практика. А она такова: детальный бизнес-план необходим белорусскому субъекту хозяйствования в тех случаях, когда речь идет о росте, требующем опоры на финансовые, организационные и производственные ресурсы. Лишь очень продвинутые владельцы бизнесов занимаются планированием не «под» кредит или зазывание инвестора, а для пошагового выстраивания траектории развития своего дела. В любом случае деньги даются не под протокол о намерениях, а под скрупулезно расписанный и обоснованный алгоритм их использования и извлечения прибыли.

Вкратце основные причины, побуждающие засесть за написание бизнес-плана, таковы:

- подготовка заявок на получение кредитов;

- обоснование предложений по приватизации госпредприятий;

- открытие нового бизнеса и определение его профиля;

- перепрофилирование существующей фирмы;

- составление проспектов, эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций);

- выход на внешние рынки и привлечение иностранных инвестиций.

Различные варианты структур бизнес-плана, будь то закрепленная постановлением Совмина или выработанная на основе международных стандартов, не очень отличаются друг от друга. Нетрудно заметить, что схемы, опробованные международной или отечественной бизнес-практикой, проще и лаконичнее рекомендуемых государством: последнее вынуждено особо акцентировать юридические аспекты бизнес-планирования и кропотливо разжевывать содержание каждого раздела.

На Западе резюме часто предшествует «Меморандум конфиденциальности», однако в условиях нашего бизнеса, который, будучи открытым нараспашку для контролирующих органов, не всегда предполагает конфиденциальность в отношениях между бизнес-партнерами, этот раздел откровенно факультативен.

Чего не хватает отечественным бизнес-планам? Обычно - внятного и привлекательного для рецензента резюме, грамотно построенного финансового и маркетингового анализа, исчерпывающей оценки рисков, альтернативных сценариев развития бизнеса.

…Есть неумолимая статистика: в среднем кредитор или инвестор тратит на предварительное знакомство с бизнес-планом 5-10 минут, на углубленное - около получаса. Если ваш план изучают гораздо дольше, значит, он хорошо написан и имеет все шансы воплотиться в реальность.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код