Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№44 (461) 08 ноября 2004 г. Портмоне

НАШИХ ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ

08.11.2004
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

В белорусском деловом мире слышен хруст бумаги: пишутся бизнес-планы. А это первый признак реального экономического роста и улучшения делового климата. И юридические, и физические лица жаждут кредитов, инвестиций, приватизации новых предприятий и модернизации старых. Если еще недавно составление бизнес-планов считалось уделом лишь тех, кто имеет доступ к финансовым ресурсам и их распорядителям, то сейчас жанр активно осваивается малым и средним бизнесом.

Почему? В качестве ответа легче всего отослать к хрестоматийным определениям бизнес-плана как документа, где описаны все основные аспекты конкретного бизнеса, проанализированы главные проблемы, с которыми он может столкнуться (и скорее всего столкнется), определены основные способы решения этих проблем.

Но критерием истины, как известно, является практика. А она такова: детальный бизнес-план необходим белорусскому субъекту хозяйствования в тех случаях, когда речь идет о росте, требующем опоры на финансовые, организационные и производственные ресурсы. Лишь очень продвинутые владельцы бизнесов занимаются планированием не «под» кредит или зазывание инвестора, а для пошагового выстраивания траектории развития своего дела. В любом случае деньги даются не под протокол о намерениях, а под скрупулезно расписанный и обоснованный алгоритм их использования и извлечения прибыли.

Вкратце основные причины, побуждающие засесть за написание бизнес-плана, таковы:

- подготовка заявок на получение кредитов;

- обоснование предложений по приватизации госпредприятий;

- открытие нового бизнеса и определение его профиля;

- перепрофилирование существующей фирмы;

- составление проспектов, эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций);

- выход на внешние рынки и привлечение иностранных инвестиций.

Различные варианты структур бизнес-плана, будь то закрепленная постановлением Совмина или выработанная на основе международных стандартов, не очень отличаются друг от друга. Нетрудно заметить, что схемы, опробованные международной или отечественной бизнес-практикой, проще и лаконичнее рекомендуемых государством: последнее вынуждено особо акцентировать юридические аспекты бизнес-планирования и кропотливо разжевывать содержание каждого раздела.

На Западе резюме часто предшествует «Меморандум конфиденциальности», однако в условиях нашего бизнеса, который, будучи открытым нараспашку для контролирующих органов, не всегда предполагает конфиденциальность в отношениях между бизнес-партнерами, этот раздел откровенно факультативен.

Чего не хватает отечественным бизнес-планам? Обычно - внятного и привлекательного для рецензента резюме, грамотно построенного финансового и маркетингового анализа, исчерпывающей оценки рисков, альтернативных сценариев развития бизнеса.

…Есть неумолимая статистика: в среднем кредитор или инвестор тратит на предварительное знакомство с бизнес-планом 5-10 минут, на углубленное - около получаса. Если ваш план изучают гораздо дольше, значит, он хорошо написан и имеет все шансы воплотиться в реальность.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код