Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (461) 08 ноября 2004 г. Экономика

ДЕМБЕЛЯ И ДУХИ

08.11.2004
Андрей ПОДВИЦКИЙ

Осенью 2004г. Совмин ведет себя, как Санта-Клаус на Рождество. Подарки, т.е. льготы для госпредприятий, сыплются, как из рога изобилия. В условиях выполнения всех 16 прогнозных показателей правительство должно было бы выравнивать условия хозяйствования, отказываясь от льгот. Наблюдается же обратный процесс. Количество желающих потребить стремительно выросший пирог консолидированного бюджета увеличивается гораздо быстрее ВВП. Одновременно удлиняется список тех, кто при стандартной налоговой нагрузке и тяжелом административном бремени не может свести концы с концами.

Понять логику предоставления Совмином льгот очень сложно. Очевидно, проблема в том, что национальные приоритеты определены очень общо. Под поддержкой экспорта можно понимать все что угодно: списание налоговых долгов, отмену НДС или местных платежей, право не продавать выручку или получать дешевые кредиты под гарантии правительства. Премьер Сергей Сидорский с коллегами в полной мере пользуются этой неопределенностью. Так, 1 ноября Совмин принимает постановление N1370 «О предоставлении отсрочки по погашению задолженности за потребленные республиканским унитарным предприятием «Рогачевский завод «Диапроектор» природный газ, электрическую энергию и природный газ, использованный для ее производства».

С одной стороны, президент ставит задачу снизить энергозависимость от России, с другой - явное потворствование не слишком успешным, судя по всему, менеджерам Рогачевского завода. За какие такие заслуги они получили отсрочку до 31.12.2007г. с уплатой в 2005г. 15% суммы долга, в 2006г. - 35% и в 2007г. - 50%? Совмин не указывает, сколько долгов накопилось у предприятия. Да, финансовая «припарка» временно поможет, но генерация новых долгов неизбежна.

В числе традиционных любимцев власти уже долго ходит гродненское предприятие «Гронитекс». 4 октября президент подписал указ N481 «О мерах государственной поддержки Гродненского РУПП «Гронитекс». Тут же следом 1 ноября Совмин принимает постановление N1369 о мерах по реализации данного указа. Согласно этому документу, «Белинвестбанк» получает под гарантии правительства кредит в сумме $3,35 млн. для предоставления его «Гронитексу» «на техническое перевооружение, с погашением данного кредита с 1 января 2006г. до 31 декабря 2009г.».

В 2004-05гг. республиканский бюджет будет платить за пользование данным предприятием заемными ресурсами в размере 5% годовых. Такая же ставка будет действовать вплоть до 2009г. Неплохой подарок на Рождество для тех, кто не платит налоги. На 1.09.2004г. «Гронитекс» накопил долгов только перед республиканским бюджетом почти на 800 млн. рублей.

Не мог Совмин оставить без льгот еще одних потенциальных лидеров белоруской экономики - производителей льна. Неизвестно, когда они станут нетто-донорами бюджета, а пока Совмин постановлением N1340 от 26.10.2004 «О финансировании закупок льнопродукции урожая 2004г.» просит (?!) банки (подобных документов было уже как минимум три) выделить до 1.01.2006г. экспортно-сортировочным льнобазам и льносемстанциям кредиты на 17,5 млрд. рублей «с уплатой процентов за пользование ими в размере половины ставки рефинансирования Национального банка и рекомендованной им маржи для проведения расчетов за льнопродукцию». Чтобы убедить банки, правительство решило прогарантировать данные кредиты деньгами бюджета.

Не осталась незамеченной политически выверенная позиция Мининформации, которое курирует у нас достаточно прибыльный рынок печатной продукции. 21 октября Совмин принял постановление N1316 «О направлении средств инновационного фонда Министерства информации на финансирование расходов организаций полиграфической промышленности по приобретению газетной печатной машины, технологического оборудования и реконструкции здания». $289 тыс. будет потрачено на покупку печатной машины для Брестской типографии. Несвижская укрупненная типография получит 28,5 млн. рублей для закупки технологического оборудования. Своеобразно инновационной является инвестиция 35 млн. рублей в ремонт здания Волковысской типографии. Эти деньги, безусловно, порадуют поставщиков оборудования и строителей. По списку подрядчиков можно будет понять, кто поддерживает свободу слова в нашей стране.

О характере взаимоотношений между правительством и крупными предприятиями свидетельствует постановление Совмина N1303 от 19.10.2004г., которое утверждает строительный проект по реконструкции завода полиэфирных текстильных нитей светлогорского «Химволокна» на 44,6 млн. рублей, но в ценах 1991г. Этот устойчивый анахронизм - представлять сметы в ценах 1991г., а потом использовать всевозможные повышающие коэффициенты - повод для менеджеров строительной отрасли прятать в высоких расценках на строительно-монтажные работы и на стройматериалы свою ренту.

Осенью этого года получили свои льготы Гомельский радиозавод имени 60-летия СССР (ему простили штраф в размере 14,8 млн., наложенный за «самовольное расходование материальных ценностей мобилизационного материального резерва» в размере 42,6 млн. рублей), ОАО «Красносельскстройматериалы» (долги в бюджет в сумме 7,65 млрд. рублей переоформили во вклад государства в уставном фонде).

Есть и коллективный бенефициар льгот - организации Гродненской области, занимающиеся производственно-техническим обеспечением сельского хозяйства. Указом президента они освобождены от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе и продаже оборудования в 2003-04гг. (задним числом).

* * *

Таким образом, далеко не последнее место в обеспечении роста промышленности за три квартала 2004г. занимают льготы и преференции - 15,7%. Правительство сознательно манипулирует величиной налоговой нагрузки, освобождает отдельные предприятия от выполнения обязательств немонетарного характера.

Цели при этом преследуются вполне очевидные: получить необходимый рост ВВП, сохранить полную занятость, избавиться от конкуренции со стороны частного сектора, расширить возможности «прихватизации» бюджетных ресурсов и укрепить контроль над денежными и ресурсными потоками предприятий перед их реальной приватизацией.

По сути дела, Совмин интенсифицирует процесс избирательной либерализации реального сектора. Наша экономика все больше напоминает советскую армию. Для старослужащих «дедов» (госпредприятий) - условия, приближенные к курорту, но в казарме. Для молодых «духов» (предприниматели, малый частный бизнес) - вся грязная работа и оказание неуставных услуг «дедам». Правила игры определяет прапорщик и дежурный офицер (Совмин), а большие вопросы решает сам комполка. Только в нашей экономике, в отличие от советской армии, через два года старослужащие на дембель не уходят.
Добавить комментарий
Проверочный код