Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№44 (461) 08 ноября 2004 г. Экономика

СБАЛАНСИРУЕМ БЮДЖЕТ «МУСОРОМ»

08.11.2004
Сергей ЖБАНОВ

Правительство неутомимо ищет деньги для внешнего финансирования дефицита бюджета страны. Вслед за председателем Комитета по ценным бумагам при правительстве Беларуси Валентином Шухно о ближайших планах на этом важнейшем участке госуправления рассказала журналистам директор департамента рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики Минфина Татьяна Алексеева.

Безусловно, все мы горячо поддерживаем и одобряем внутреннюю денежно-кредитную политику белорусского государства. А сальдо общественного согласия и социальной стабильности, как известно, находит свое концентрированное выражение в дефиците госбюджета. Поэтому правительственные комментарии на тему наполнения республиканского бюджета народ готов слушать как шлягер - по многу раз за день.

Но между любимой песней и комментариями официальных лиц есть одно существенное отличие - слова ни текста песни, ни ее припева обычно не меняются, что делает песню запоминающейся, а ее смысл - многократно приятным. Если же представители власти оповещают нас о разных тактических планах, ведущих к одной цели, то шлягер типа «Вот и настоял мой чемоданчик!» в подобном исполнении рассчитан на самую невзыскательную аудиторию, не замечающую, что музыканты лабают не в такт.

Подобные сравнения напрашиваются без всякой натяжки. Едва Валентин Шухно потряс общественность решимостью правительства пробиваться на рынок евробондов без кредитного рейтинга, как Татьяна Алексеева несколько дней спустя вновь заявила о стремлении правительства выпускать евробонды после получения суверенного кредитного рейтинга. Кроме того, Минфин намерен привлекать деньги для финансирования дефицита госбюджета прямыми продажами гособлигаций нерезидентам, а также посредством их размещения в России.

Впрочем, у этих на первый взгляд разных тактических планов будет одинаковый результат - выпуск «мусорных» облигаций. Облигации эмитента, не имеющего кредитного рейтинга, расцениваются рынком как «мусорные» - Junk. К такому же классу относятся все долговые ценные бумаги эмитента с рейтингом ниже инвестиционного уровня ВВВ по классификации Standard&Poor’s или Ваа по классификации другого рейтингового агентства - Moody’s.

Инвестиционный рейтинг Беларуси пока не светит, а максимум, на который рассчитывают в родном правительстве, это В-, что и позволяет утверждать: стоимость привлеченных за счет евробондов финансовых ресурсов обойдется эмитенту с таким уровнем рейтинга в 12-14% (в зависимости от срока обращения долговых бумаг). При отсутствии кредитного рейтинга привлечение денег на внешнем рынке обойдется эмитенту еще дороже.

Чем выше риск невыплаты по «мусорным» ценным бумагам, тем более высокий доход они дают их приобретателям, но тем дороже обходятся эмитенту привлеченные кредитные ресурсы. Такой способ финансирования дефицита можно считать вполне приемлемым, когда нет других способов цивилизованного привлечения более дешевых кредитных ресурсов.

Зачем стране с процветающей экономикой и наблюдаемым профицитом бюджета ежегодно наращивать выпуск государственных ценных бумаг, не пояснил ни представитель правительства, ни представитель Минфина.

Впрочем, это вопрос риторический, поскольку даже по опыту Евросоюза известно, что обществу с социально ориентированной экономикой очень трудно уложиться в рамки отведенного процента бюджетного дефицита. Вот и приходится во благо социальной гармонии жертвовать жесткими правилами бюджетной политики, предусмотренной европейским Пактом о стабильности.

Но этого очевидного объяснения ежегодного роста тиража госбумаг ни от Валентина Шухно, ни от Татьяны Алексеевой на организованных пресс-конференциях не последовало. Наращивание размещения белорусских госбумаг среди нерезидентов было единодушно мотивировано не скачком в благосостоянии жителей Беларуси, а ограниченной емкостью внутреннего рынка: больше бумаги отечественной экономике не переварить.

По оценкам Татьяны Алексеевой, из эмиссии госбумаг на сумму в 1,5 трлн. рублей до 80% приобретается местными банками, а доля нерезидентов сегодня составляет лишь 6-8% против 12% в прошлом году. А Минфин рассчитывает в будущем размещать на российском рынке до 15-20%. Однако по данным того же Минфина, приводимым «Интерфаксом», эти планы уже воплощены в жизнь, поскольку на долю нерезидентов приходится около 20%, а на долю белорусских банков - 70% эмиссии госбумаг.

Вспоминал об ограниченной емкости местного рынка и Валентин Шухно. Правда, несколько в ином аспекте: «Емкость рынка Беларуси и России различна, и, если Россия захочет размещать в Беларуси свои госбумаги, мы не сможем полностью для этого открыть свой рынок, поскольку это может быть опасным и привести к дестабилизации денежно-кредитной политики».

Риск дестабилизации денежно-кредитной национальной политики, а точнее - риск дефолта заемщика определяется величиной золотовалютных резервов и рыночной ценой ликвидных активов, которыми заемщик материально обеспечивает свои долговые обязательства. И в этом смысле что внутренние, что внешние долговые обязательства государства имеют вполне определенную сумму ликвидного обеспечения.

Но если с внутренними обязательствами государство может рассчитаться путем дополнительной эмиссии ценных бумаг, в крайнем случае путем прямой эмиссии денежных знаков, то в случае с иностранными приобретателями исполнение долговых обязательств всегда связано с конвертацией валют, а значит, с величиной золотовалютных резервов государства.

Видимо, поэтому в комментарии «Интерфаксу» Валентин Шухно отметил, что стремление к созданию общего фондового рынка на просторах ЕврАзЭС вынуждает правительства стран - членов сообщества рассматривать возможность введения квотирования на размещение зарубежных ценных бумаг на внутренних фондовых рынках.

Надо полагать, что и белорусское правительство посредством квот возведет надежный, а главное, разумный барьер на пути дальнейшего роста народного благосостояния за счет зарубежных инвесторов. Единственное, что может нарушить планы правительства по введению ограничений на иностранные инвестиции в белорусские госбумаги, это неспособность квотировать масштаб экономических решений, принимаемых в администрации президента.

За белорусское правительство это сделает международный фондовый рынок, фиксирующий в процентной ставке долговых обязательств эмитента степень риска неисполнения обязательств в связи с недостаточной величиной национальных золотовалютных резервов.
Добавить комментарий
Проверочный код