Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (459) 25 октября 2004 г. Визави

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГКО В ГАИ

25.10.2004
Елена АНКУДО, Ольга МИКША

Во многих автошколах недостаточно хорошо учат водить машину. К такому выводу пришли участники прошедшего на прошлой неделе республиканского совещания по проблемам подготовки водителей механических транспортных средств. О том, от чего зависит качество подготовки водителей и каким должен быть контроль за деятельностью автошкол, корреспондентам «Белорусской газеты» рассказали заведующий отделом безопасности дорожного движения на транспорте БелНИИТ «Транстехника» Михаил СВИСТУН и директор автошколы при автоцентре «Атлант М» Сергей ШУБИЧ.

Михаил СВИСТУН: «ВОЖДЕНИЮ МАШИНЫ НА ПАЛЬЦАХ НЕ НАУЧИШЬ»

- Контролем за деятельностью автошкол Министерство транспорта и коммуникаций занялось сравнительно недавно, раньше за эту сферу деятельности отвечало МВД. Первые проверки показали: нельзя однозначно заявлять о плохом качестве подготовки водителей в Беларуси. Напротив, в республике наблюдается стойкая тенденция снижения уровня аварийности у водителей, чей стаж не превышает года: по статистике, всего каждое 20-е ДТП совершается по вине такого человека. Что касается автошкол, то на 1 октября т.г. сотрудниками «Транстехники» проверена деятельность 306 учебных организаций из 464 имеющихся в республике. Положительное заключение получила 181 автошкола. К ряду учебных организаций у нас вовсе нет претензий.

- Почему тогда на семинаре по проблемам подготовки водителей транспортных средств акцентировалось внимание на низком качестве подготовки в автошколах?

- Мы не впервые говорим об этом. И чем больше внимания нашим ведомством, ГАИ, руководителями автошкол уделяется качеству обучения, тем оно лучше, и, как следствие, выше уровень культуры вождения. Это не значит, что у нас нет претензий к некоторым организациям. Им выдаются предписания с перечнем недостатков, которые должны быть устранены. Поскольку деятельность автошкол теперь не лицензируется, в случае серьезных нарушений мы не можем лишить предприятие разрешения продолжать обучение. В этом случае действует иной карательный механизм: прекращается выдача свидетельств (которые являются бланками строгой отчетности) об окончании курсов, о чем информируются сотрудники ГАИ. Таким образом, тот, кто нарушает учебные нормы, лишается возможности работать, пока не внесет соответствующие изменения в учебный процесс.

- Какого рода претензии к автошколам возникают наиболее часто?

- Прежде всего низкая материальная база. Один пример: в 20 км от райцентра Кореличи находится УПК, где наряду с прочими специальностями учат на водителя. Автодрома у УПК нет. На вопрос, где они учат курсантов, нам отвечают: в Кореличах. А по пути в райцентр якобы шлифуют мастерство. Зачем такая школа? Если у вас нет денег на свой автодром, не готовьте водителей. Но у нас, в частности на курсах, организованных в системе Минобразования, происходит следующее: из-за существования определенной конкуренции предлагаются «улучшенные» условия. К примеру, ты поступаешь на повара или, скажем, хозяйку подворья, а тебе одновременно дают возможность получить права, разумеется, за отдельную плату. Разве это правильно?

Вождению машины на пальцах не научишь, нужны специально оборудованные учебные классы с плакатами, стендами, литературой, компьютерами и программным обеспечением. А что на практике? Используются какие-то контрафактные плакаты и компьютерные программы, непонятно кем разработанные, выпущенные без обязательного согласования с ГАИ. Хотя программа требует 30 практических часов вождения, ограничиваются половиной. Бывает, руководство автошколы предоставляет нам договор с автодромом, а на автодроме говорят, что курсантов в глаза не видели. Где их учат? На поляне в лесу?

- Существует мнение, что и 30 часов вождения недостаточно, чтобы человек почувствовал себя на дороге уверенно. Можно ли ожидать изменения программы обучения водителей, скажем, увеличения учебных часов?

- Не думаю. Проведенные исследования показывают, что в полном объеме выполненная учебная программа дает необходимые знания. Вся беда в том, что в сфере обучения водителей транспортных средств существует практика приписок. Экономят на всем - бензине, машинах, компьютерах.

- В каком состоянии находится автопарк школ?

- Около половины всех автомобилей подлежит списанию. Проблема осложняется еще и тем, что в республике нет единого подхода к переоборудованию учебных автомобилей. Разрешение на использование такой машины автошкола получает в лаборатории БНТУ. На практике это выглядит следующим образом: автомобиль загоняют в мастерскую, там его тестируют, выносят отдельное заключение. В настоящее время в НИИ «Транстехника» разработана документация на переоборудование учебных автомобилей. Это позволит определить ряд предприятий, которые смогут подготовить специальный автомобиль по конкретным техническим требованиям. Надеемся, это нововведение позволит не только ускорить процесс переоборудования транспортного средства, но и значительно удешевит его.

- Некоторые руководители автошкол жалуются, что если они будут выполнять все необходимые требования, то разорятся, так как плата за обучение вождению невелика…

- Если бы этот сегмент рынка не приносил прибыли, осталось бы совсем немного автошкол. Так что не стоит думать, будто они работают себе в убыток. Более того, плата за обучение может быть снижена.

- Какие организации по подготовке водителей допускают наибольшее количество нарушений?

- Хотя около половины всех учебных заведений принадлежит Минобразования, они готовят всего около 17% водителей. Очевидно, что это аутсайдеры рынка.

- Какими механизмами контроля за автошколами вы располагаете?

- Существуют разные уровни оценки. Один из основных показателей - количество курсантов, сдавших экзамены в ГАИ с первого раза, хотя его нельзя считать полностью объективным. В настоящее время Минтранс создает базу, где учитываются многие факторы - вплоть до информации о том, какой преподаватель и за какие нарушения был уволен из автошколы. Сюда же будут занесены сведения о ДТП, совершенных выпускниками. В начале года мы проверили одну школу, по вине бывшего курсанта которой была совершена серьезная авария. И результат проверки оказался весьма плачевным.

СПРАВКА «БГ». Михаил Свистун родился в 1956г. в Пружанском районе. Окончил автотракторный факультет БПИ. С 1978г.- в системе ГАИ МВД. Начав работу с должности инспектора дорожно-патрульной службы, в различное время занимал должности командира спецподразделения «Стрела», замначальника УГАИ Мингорисполкома. С 2003г. - завотделом безопасности дорожного движения на транспорте БелНИИТ «Транстехника».

Таблица

Сергей ШУБИЧ: «ПРЕСТУПНИКОВ НА ДОРОГУ НЕ ВЫПУСТИМ»

- Что нужно для качественной подготовки водителей в автошколе?


- Самое главное - это кадры и материальная база. В нашей автошколе к подбору кадров мы подходим очень серьезно. Кандидатов отбирает отдел управления персоналом автоцентра «Атлант М». Прежде чем устроиться на постоянную работу, человек проходит трехмесячный испытательный срок. Многие наши преподаватели вышли из бывшего Центрального автомобильного учебного комбината. Это люди с большим опытом работы. Мы стараемся брать подготовленные кадры. И затем, предъявляя свои требования, их «шлифуем».

Бывает, что кандидат не проходит испытательный срок. Например, мы уволили мастера производственного обучения, который допустил ДТП. И вообще, если кто-то пришел хотя бы с запахом алкоголя на работу, завтра он будет уволен.

Наша школа появилась сравнительно недавно, и мы старались создать оригинальную автошколу. Обучение проходит на собственной базе: здесь автодром, курсант учится водить на той же машине, на которой будет сдавать экзамен в ГАИ. Если курсант не сдает, то мы начисляем мастеру штрафные баллы и уменьшаем ему зарплату. Есть и поощрения - зарплата и премиальные.

Кроме того, у нас новая материальная база - шесть автомобилей Volkswagen Polo, две 1997г. выпуска, остальные - 2003-04гг. Новая видеосистема, компьютерный класс, где один компьютер приходится на трех курсантов. Курсант может в свободное время заниматься самостоятельно на компьютере, это включено в оплату. Но у нас более жесткое отношение и к курсанту. Мы не церемонимся: если курсант пропускает более двух-трех занятий или у него низкая успеваемость, его отчисляют или переводят в другую группу. С первых дней мы решили, что преступников на дорогу не выпустим. Поэтому некоторые курсанты не могут закончить нашу школу с 2001г.

- Из каких машин должен состоять парк автошколы?

- Из хороших. Мы, например, не можем позволить себе, чтобы машина сутки-трое стояла на ремонте. У нас мастер вообще не имеет права что-либо самостоятельно ремонтировать. Если что-то случилось, мы тут же ставим машину на сервис к профессионалам.

- Очень немногие автошколы учат водить на автомобилях в хорошем состоянии, хотя плата за обучение всюду практически сравнялась…

- Обновление парка автошколы зависит только от желания владельца. Сейчас школы растут, как грибы, они превратились просто в способ зарабатывания денег, невзирая на качество подготовки курсантов и качество предоставляемых услуг. Надо вновь вернуться к лицензированию автошкол, как это было раньше в ГАИ ГУВД, и выдавать лицензию только тогда, когда материальная база автошколы соответствует требованиям Минтранса. А то, бывает, говорят: возьми покатай моих, у меня машины стали. Эта проблема существует давно, поэтому предполагается до февраля разработать регламент получения разрешений и лицензий на деятельность автошколы. Минтранс проверяет школы, выдает разрешение или приостанавливает его. Без разрешения нельзя выдавать свидетельства об окончании школы и набирать курсантов.

- Автошколы могут позволить себе пополнить парк учебных машин хотя бы одной иномаркой в приличном состоянии?

- Конечно, и даже не одной. Но практически никто не идет на это. Одни – из-за нежелания вкладывать деньги в автомобили, другие – из-за сложностей с регистрацией учебных иномарок. Регистрировать учебную машину надо в лаборатории проблематики БГПА, которая руководствуется положениями советских времен, а там, понятно, об иномарках ни слова. В положении написано, что должно быть раздельное управление педалями курсанта и инструктора. По немецкой технологии такого быть не может. В Volkswagen, например, если педаль нажимает курсант, то у инструктора они остаются недвижимы, а если нажимает инструктор, они нажимаются и у курсанта. Это полураздельное управление, которое не подходит под действующее у нас положение о регистрации. В 2001г., когда открывалась наша автошкола, пришлось доказывать, что наши машины заводские, что в Европе так принято. И до сих пор каждую новую машину приходится регистрировать в ГАИ с большим трудом. Думаю, именно по этой причине автоцентры не организовывают у себя автошколы, а имеющиеся автошколы не обновляют парк.

- А можно ли вообще за два месяца научиться нормально водить?

- Это минимальный срок. У нас только утренняя группа, которая занимается четыре раза в неделю, проходит курс обучения за два месяца. Вечерняя группа занимается два с половиной месяца, группа выходного дня - три. Это обусловлено программой и качеством подготовки. Хочешь не хочешь, но 186 часов теории и 29 часов практики надо прослушать и прокатать. Думаю, что для подготовки с нуля нужно не менее двух-двух с половиной месяцев. Но будь моя воля, я бы изменил программу и выделил на вождение не 29, а 40-45 часов. Правда, все это упирается в оплату. Считайте: час вождения обходится в 15 тыс. рублей, и если я дополнительно возьму 20 часов, это еще 300 тыс. вместе с работой мастера, техобслуживанием, бензином. Поэтому многие курсанты, чувствующие потребность в дополнительных уроках вождения, сейчас занимаются с инструктором в индивидуальном порядке.

- Должны ли автошколы нести ответственность за своих выпускников?

- А они и несут, согласно приказу МВД, в течение года после выпуска. Если произошло ДТП с участием бывшего курсанта, рейтинг автошколы снижается.

- Стоит ли приостанавливать работу автошкол, рейтинг которых устойчиво находится ниже общегородского?

- Так и должно быть. Это нормальный рыночный механизм регулирования качества подготовки водителей. Я сторонник того, чтобы школу закрывали или отзывали лицензию, если в течение года или двух она не поднимается выше общегородского рейтинга.

- Как вы добиваетесь высоких показателей при сдаче экзаменов в ГАИ?

- Тяжело в учении, легко в ГАИ. Наш внутренний экзамен, который курсанты сдают перед экзаменом в ГАИ, значительно более сложный. У нас курсант должен сдать все три возможных варианта ГАИ: 20 вопросов на компьютере, 20 письменно и 10 устно. Пока такой экзамен не сдашь без единой ошибки, в ГАИ не пойдешь. Поэтому когда курсанты приходят в ГАИ, где всего 10 вопросов и разрешена одна ошибка, им уже легко.

СПРАВКА «БГ». Сергей Шубич родился в 1955г. в Гомельской области. В 1974г. окончил Бобруйский автотранспортный техникум по специальности «техник-механик автотранспорта»; в 1978г. - Сызранское военное авиационное училище по специальности «летчик-инженер». В 1978-81гг. служил в пограничной авиации на Дальнем Востоке. В 1981-88гг. воевал в Афганистане. В 1989г. уволился из ВС в должности командира эскадрильи. С 1991г. по 2000г. работал в МПО коллективных гаражей и автостоянок, затем на частном предприятии. В 2001г. организовал и возглавил автошколу при автоцентре «Атлант М». Женат, воспитывает двух сыновей.
Добавить комментарий
Проверочный код