Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№42 (459) 25 октября 2004 г. Sexus

ТАЙНА МОНАШКИ

25.10.2004
Марина ГУЛЯЕВА

Количество этих ящичков не поддается счету. Каждый раз прихожу к этому выводу, когда я хочу найти что-нибудь в своем шкафу. Хотя, казалось бы, все ящики выдвинуты, содержимое свалено в кучу, но найти нужную вещь не могу. Может, слишком большая куча? Правильнее, конечно, cказать «бардак». Ничего не могу вспомнить. Мне нужен только один из этих бесконечных ящичков моей памяти, но он, как черный ящик самолета, пока молчит.

Создатель уникального не только в Беларуси, но и в СНГ Центра интеллектуальных технологий Иван ПОЛОНЕЙЧИК убежден, что человек может читать в четыре раза быстрее, в форсированно короткие сроки выучить иностранный язык и вообще - никогда не постареть. Во всяком случае сам он старость отрицает. В самое ближайшее время Центр интеллектуальных технологий представит ряд программ для будущих малышей и будущих родителей. Он ведь все слышит, этот малыш, и почему бы уже сейчас не начать с ним разговаривать и рассказывать о мире, в котором он уже живет?

А корреспонденту «Белорусской газеты» Иван Полонейчик рассказал о своем курсе по развитию памяти и интеллекта, о том, как не впасть в старческий маразм и не потерять интереса к женщине до глубоких седин.

СПРАВКА «БГ». Иван Полонейчик родился в 1954г. Окончил физфак БГУ, аспирантуру, автор 14 книг. В Центре интеллектуальных технологий на основе зарубежных, отечественных и авторских методик учат запоминать и помнить, осваивают основы скорочтения, правила работы с текстом. Возраст студентов Центра интеллектуальных технологий - от 15 до 65 лет.

- Когда появились первые системы запоминания?

- Систематизировали свою память еще в Древней Греции. Греческий поэт Симонид был одним из первых «запоминателей», и, кстати, это именно он первым стал брать деньги за написание стихов, придумав слово «гонорар». Он как-то пришел на одну оргию и принес в подарок стихотворение, посвященное виновнику торжества. Но произведение было не оригинальное, в ранее написанном стихотворении он просто заменил имена. Обман был раскрыт, и Симониду указали на дверь. Но как только он вышел, в здании рухнула крыша и все, кто там был, погибли. Когда родственники погибших попросили Симонида помочь найти, где кто сидел, он сделал это моментально. Все были изумлены, а Симонид начал преподавать искусство запоминания.

Его система запоминания базировалась на нескольких принципах. Первый - запомнить можно только то, что можно увидеть, вообразить. Второй - фон запоминания. Иностранное слово, формулу проще запомнить, если для этого есть некий специально вами сконструированный фон. Очень много для искусства запоминания сделал Пифагор - тот самый, который доказал теорему про штаны, которые во все стороны равны. Системой запоминания Пифагора пользовались Александр Македонский, Наполеон, и она до сих пор не потеряла своей актуальности.

Джордано Бруно написал пять классических учебников по запоминанию. И, кстати, некоторые исследователи убеждены, что сожгли Бруно не за астрономию, а за систему запоминания. Дело в том, что Бруно в своей системе уж слишком много использовал образы нечистой силы. Католическая церковь, разумеется, была против, и в конце концов Бруно уехал в Англию. Но однажды к нему пришел посыльный и сказал, что некий венецианский купец готов заплатить очень много денег за то, чтобы научиться запоминать по его системе. Бруно пришел на эту встречу, его схватили, а потом сожгли.

- Если использовать образы нечистой силы, то лучше запомнишь? Ведь мы помним либо очень хорошее, либо очень плохое?

- Человек помнит то, что вызывает в нем эмоции. Есть семь законов построения ассоциаций, и один из них гласит: если хочешь что-то запомнить, свяжи это с чем-нибудь ужасным, страшным. У меня был один ученик, который запоминал только на фоне пошлостей и сальностей. Но, между прочим, английский язык учил фантастическими темпами, правда, занятия с его участием превращались в анекдот. Например, я спрашиваю: «Как вы запомните слово «побеждать»? Все начинают думать, а у него уже глаза горят, и вот-вот с языка сорвется… Я говорю: «Молчать! Здесь женщины…»- А зачем сегодня помнить, когда есть масса специально созданных устройств - калькулятор, электронная книжка. Зачем помнить, когда можно не вспомнить?

- Человечество начало катастрофически тупеть. Калькулятор - это здорово, хорошо, но человек перестает думать сам. Древние люди были гораздо сообразительнее, чем мы. Конечно, мы можем гордиться достижениями прогресса, но древние изобрели вещи куда более фундаментальные - в сравнении с письменностью ни одно современное изобретение не «тянет». Количество информации стремительно растет, и если сегодня оно удваивается за десять лет, то в ближайшее время этот процесс будет ускоряться - семь, пять лет. Человек теряется в объеме информации и начинает хватать все подряд. Да, есть масса вспомогательных устройств для хранения информации, но хорошие мозги всегда были и будут в цене.

- А хорошие мозги - это что?

- Это способность принимать решение, когда не знаешь, что делать, умение использовать то, что ты знаешь, так запомнить информацию, чтобы применить ее в нужной ситуации. Одна из задач нашего курса - не просто запоминать, а маневренно воспроизводить информацию. Человек 60% своей жизни проводит на «автомате», задействованы одни и те же участки мозга, остальные «спят». Они просыпаются только тогда, когда мы совершаем нестандартные действия.

Между прочим, развитие памяти очень сильно влияет на здоровье. В штате Мичиган есть женский монастырь, где монашки жили более ста лет. Я видел фотографии этих женщин: в 60-70 лет они выглядели так, что никакая Клава Шиффер просто рядом не стояла. Ученые задались целью выяснить, почему они так долго живут и так хорошо выглядят: может, питание особое, лекарства какие-то пьют, физические упражнения? Ничего подобного! Устав монастыря запрещал леность мозга. Монашки писали диссертации, играли в логические игры, овладевали системами запоминания.

- Заниматься интеллектом можно в любом возрасте?

- Конечно! Человек, который не перестает тренировать свою память и интеллект, не будет знать, что такое склероз, старческий маразм и прочие возрастные штуки - он будет вести полноценный образ жизни. А по большому счету он просто продлевает себе жизнь. Эйнштейн до глубоких седин ой как охоч был до женского полу! А почему? Потому, что мозги работали. Все болезни напрямую зависят от состояния мозгов.

- Монашкам в монастыре больше ничего не оставалось, кроме как быть умными. А в миру безопасней быть дурой. Вы лично не боитесь умных женщин?

- Да вы что! Я крайне положительно отношусь к умным женщинам. Но если выбирать между дурой-красавицей и умной красавицей я, конечно, выберу умную. Давайте говорить так: красота - это ум. Вспомним Элизу Дуллитл из «Пигмалиона», она ведь не делала пластических операций, она занялась своими мозгами и стала красивой! Я видел такие преображения лично - когда женщина хорошеет, занявшись своим интеллектом.

Ко мне на курс пришла 17-летняя девочка более чем заурядной внешности. Но после лекций преобразилась внешне и внутренне. Правда, она очень переживала по этому поводу, так как в своем окружении стала чужой. Но я сказал ей: или ты пойдешь далеко вверх, или будешь шляться по тусовкам и дискотекам. Не ты должна подстраиваться под окружение, оно должно подниматься до твоего уровня.

Еще один мой студент рассказывал, что на него стали обращать внимание красивые женщины. Помимо тех знаний, которые он получил на курсе, в нем произошли какие-то необъяснимые внешние перемены – другое выражение глаз, внутренний свет. Человек начинает осознавать, что в жизни он может добиться гораздо большего, что предел его возможностей совсем не таков, каким он себе представлял. Самый главный для меня показатель эффективности моего курса - когда человек почувствовал вкус к развитию собственного интеллекта. Могу сказать, что в большинстве случаев с нашими студентами именно так и происходит.

Цель нашего курса - не просто научить человека запоминать, а разбудить в нем то, что дремлет.

- Как вы это делаете?

- У нас несколько направлений. Первое - поддержание мозга в хорошей физической форме. Второе - развитие внимания и концентрации. Третье - создание своей индивидуальной системы запоминания. Четвертое - развитие памяти как функции мозга. Мы предлагаем ряд очень простых ежедневных упражнений. Например: сосчитать в обратном порядке от 100 до 1, на каждую букву алфавита назвать слово и т.д. Выполняя ежедневно эти упражнения, вы уже через несколько недель ощутимо измените остроту своего мышления.

Важное место занимает музыка. Не делая специальных упражнений по развитию памяти, а только слушая музыку, можно добиться очень приличных результатов. Мы проводили музыкальные эксперименты в некоторых минских школах и обнаружили: за три недели успеваемость класса выросла на три балла. Школьники, которые занимались под определенную музыку, на подготовку домашнего задания тратили в три раза меньше времени и значительно больше усваивали материала.

Обычно из ста иностранных слов человек запоминает пять-шесть, если же учить язык под определенную музыку - 30-40 слов. Человек начинает читать в два раза быстрее! Всем ученикам я категорически запрещаю слушать российскую попсу - от нее тупеешь! Здесь я категоричен: хочешь тупеть - слушай «Фабрику звезд»! Мы как-то проводили эксперимент: под попсу люди решали тесты. Энцефалограммы показали, что правое полушарие теряло эффективность. Мы сделали эмпирический вывод: если два года слушать попсу, интеллект снижается на 15%.

Для развития интеллекта мы предлагаем прочесть спецкурс художественной литературы. Первое, что я рекомендую, - рассказ Даниэла Киза «Цветы для Элджернона», обязательно Курта Воннегута.

- С главным героем рассказа Киза случилось то, что происходит со всеми, не останавливающимися в своем развитии людьми, - горе от ума. И все закончилось трагедией…

- А здесь все та же проблема выбора, которую каждый решает по-своему. Или ты уныло прозябаешь или двигаешься вперед.

- А лично для себя свою систему вы используете?

-
Мне пятьдесят лет. Но я не жалуюсь на здоровье, у меня очень большой круг общения, мне интересно жить, я не боюсь старости. Просто я знаю, что ее не будет.
Добавить комментарий
Проверочный код