Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№42 (459) 25 октября 2004 г. Личный вкус

ПРОЩАНИЕ С СССР

25.10.2004
Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: театр-студия «Малый театр». Спектакль: Евгений Гришковец «Как я съел собаку». Режиссер: Николай Пинигин. Художник: Алеся Снапок. В главной роли: Георгий Волчек.

Что это? Каждая работа режиссера Николая Пинигина - априори театральное событие. Именно он на заре белорусской независимости поставил главные национальные спектакли «Тутэйшыя» и «Iдылiя», которые до сих пор являются едва ли не единственной отдушиной белорусской интеллигенции. Затем был великий «Арт», который стал первым спектаклем, пробившим скорлупу белорусской провинциальности. Потом были другие спектакли, ставшие любимыми для нарождавшегося в Беларуси среднего класса. Параллельно Пинигин много работал в России.

Новый приезд его в Беларусь был инициирован известным артистом Георгием Волчеком, который предложил поработать вместе над моноспектаклем. В качестве материала был выбран текст Евгения Гришковца «Как я съел собаку». Премьера прошла без лишней помпы в Доме литератора, но, как показывает история, мощь пинигинских работ начинает проявляться со временем…

Драматургия. Евгений Гришковец - уникальное явление в российском театре. Если просмотреть российскую критику, то можно увидеть странную картину: по объемам пресса о Гришковце сопоставима с прессой о любом крупном российском театре. При том, что большинство спектаклей он пишет, ставит и играет сам. Его стихия - странное смешение драматического театра, эстрады и эссеистики. Тексты Гришковца трудно назвать пьесами. Это именно драматические тексты. Сюжет в них играет второстепенную роль. Главное - замечательный, сочный язык, густо наполненный знакомыми и дорогими каждому советскому человеку образами и ассоциациями, сдобренными ироничным юмором. Это тексты, где нет места пошлости, тупости, жестокости. Тексты доброго, интеллигентного, трогательного человека, который смотрит на мир через розовые очки. «Как я съел собаку» - это воспоминания Гришковца о службе в ВМФ. История, напоминающая людям среднего поколения о лучших годах их молодости в большой и могучей стране, причем так подробно, что кажется, будто Гришковец знает что-то личное о каждом зрителе. То, что молодежь в этом тексте принимает за тонкий стеб, у людей старшего поколения может вызвать ностальгическую слезу…

Режиссура. В этом спектакле Пинигин общается со своим поколением. Создается ощущение, что он хочет, чтобы тридцати-сорокалетние люди собрались вместе и в доверительной атмосфере советской кухоньки поностальгировали немного по тем годам, когда все они «были молодыми и чушь прекрасную несли». По тем временам, когда листья были особенно зелеными, «Жигулевское пиво» - особенно вкусным и свежим, стихи - особенно поэтичными, а девушки - прекрасными и порядочными. И все это с непошлыми, интеллигентскими анекдотами и литературным самиздатом. Пинигин не старается поразить зрителя новыми формами, театральной помпезностью, неожиданными гэгами, модными интонациями. С возрастом его все больше интересуют некие сущностные вещи - то, ради чего и должен существовать театр.

Плюсы. «Как я съел собаку» - спектакль теплый и человечный. На него нужно приходить не для того, чтобы поразиться мощи театрального искусства и роскоши оформления, а для того, чтобы почувствовать себя нормальным человеком, главное в жизни которого - не политика или идеология, а дом, семья, друзья… Спектакль держится на виртуозной игре одного человека - актера Георгия Волчека. Он искренне и трогательно играет искреннего и трогательного персонажа. Еще заметно волнение и мелкие актерские огрехи, но есть главное - человек, за которым интересно следить полтора часа.

Минусы. Не самая удачная организация премьеры. Рекламы спектакля было мало, а Дом литератора - не лучшая площадка для драматических постановок. Вероятно, из-за неглубокой сцены бедно и искусственно смотрелось и оформление Алеси Снапок.

Драматургия/режиссура/актерская игра: 8/8/8.
Добавить комментарий
Проверочный код