Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (457) 11 октября 2004 г. Тема недели

РАЗДАЧА СЛОНОВ

11.10.2004
Ярослав РОМАНЧУК

Что можно сказать о социальной программе, которая, по мнению ее авторов, должна улучшить положение сразу 7 млн. белорусских граждан? Речь идет о 2,5 млн. занятых в реальном секторе, около 1 млн. - в бюджетной сфере, 2,5 млн. пенсионеров, 610 тыс. студентов и учащихся и 224 тыс. семей. Обещано повысить зарплату, стипендии, пенсии, денежное довольствие и пособия. На все про все надо потратить около $1 млрд. Время начала раздачи манны небесной - 1 ноября 2004г.

ГДЕ ВЗЯТЬ МИЛЛИАРД?

Вопрос «Где взять дополнительный миллиард долларов?» поставит в тупик 99,9% правительств развивающихся стран. Даже американским богатым корпорациям быстро найти такую сумму не под силу. Печально известный итальянский «Пармалат» погорел, потому что не мог вернуть долг всего в $180 млн. А тут белорусское правительство замахнулось сразу на $1 млрд.! Получили бесплатный кредит от Парижского клуба или МВФ? Открыли новый источник энергии и продали патент для ее производства в ЕС и США? Открыли золотоносную или нефтяную скважину? Обновили производственную базу и вытеснили конкурентов со своего и соседних рынков? Нет. Сегодня в Беларуси, чтобы дать кому-то миллиард, надо у кого-то его забрать.

В 2004г. при планируемом ВВП в $22,1 млрд. расходы консолидированного бюджета составят $9,5 млрд. Очевидно, что лишних денег у государства нет, иначе вообще не было бы дефицита бюджета и долгов. Детальный анализ бюджета страны показывает, что ни в доходах, ни в расходах скачков нет. Зато есть целый ряд финансовых проблем, которые нарастают в последние пять лет. По итогам 2004г. задолженность по платежам в бюджет и объем отсроченных к уплате средств может достигнуть $420 млн. Кредиторская задолженность составит около $8,5 млрд. На складах пылится продукция почти на $800 млн. Предприятия все больше должны банкам. В объектах незавершенного строительства заморожено еще около $2,5 млрд. Тут денег на лишний трактор или телевизор едва ли найдешь, не то что 2,25 трлн. рублей.

Даже если сделать вольное допущение, что такие резервы в экономике есть, значит, надо ответить на логичный вопрос: «Кто сегодня и до 1 ноября 2004г. «крутит» этот пресловутый миллиард, получая дивиденды и прибыль?» Почему этот мистический «кто-то» раньше не поделился с пенсионерами, учителями и многодетными семьями? Заработать такую сумму в результате одной коммерческой операции нельзя. Значит, эти ресурсы накапливались на чьих-то счетах и использовались в личных целях. Тайна появления миллиарда долларов требует серьезного анализа контрольных органов.

Власти утверждают, что деньги на социальные программы найдутся и в бюджете, и у предприятий вне зависимости от формы собственности. Известно, что деньги в бюджете не появляются по мановению волшебной палочки. Их туда платят те же предприятия. Чтобы положить больше, надо или увеличить налоги, или отменить льготы, или увеличить налогооблагаемую базу за счет новых предприятий. Правительство обещает в 2005г. снизить налоги и оставить льготы. Оно довольно созданным деловым климатом, что гарантирует стагнацию малого бизнеса и бегство капитала из страны. Значит, деньги будут брать с тех предприятий, которые увеличивают оборот и доходы, сокращают издержки и повышают рентабельность. Хорошо работаешь - получай фискальное наказание: делись, брат.

А есть ли у белорусских предприятий тот самый подкожный «жирок», который президент предлагает распределить среди 7 млн. белорусов?

ОБОДРАТЬ ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ?

За первое полугодие чистая прибыль в экономике страны от реализации товаров, продукции, работ и услуг составила около $750 млн., (до уплаты налогов - $1,7 млрд.), а объем убытка - около $220 млн. Для сравнения: в 2003г. экономика заработала валовой прибыли $2 млрд. при $235 млн. убытков. Допустим, что и второе полугодие будет для нашей экономики таким же благополучным. Она заработает $3,4 млрд. прибыли, что после уплаты налогов составит $1,5 млрд. Это почти в два раза больше, чем в 2003г., но достаточно ли это для того, чтобы потратить $1 млрд. дополнительных средств на социальные программы?

Речь идет о резком увеличении расходов предприятий на финансирование программ государства, потому что в предыдущие годы они и без того платили налоги. Значит, заработанные с трудом деньги пойдут не на модернизацию производственной базы, закупку нового оборудования, раскрутку национальных брендов и повышение квалификации рабочих, а на текущее потребление. При изношенности основных фондов по реальному сектору на 75-80%, технологической отсталости большинства предприятий и потере конкурентоспособности нашими товарами стимулирование политики проедания капитала можно объяснить только желанием получить краткосрочные политические дивиденды.

Крайне неустойчиво финансовое положение страны, в которой только 178 бюджетообразующих предприятий формируют 40% доходов консолидированного бюджета. За первое полугодие 2004г. они увеличили доходы от реализации на 23,1%, но при этом затраты выросли на 21,8%, а база для налога на прибыль - на 55%. Если из этих предприятий выжимать дополнительные ресурсы, то они обязательно повысят цены на продукцию, за которую опять-таки придется платить не 7 млн., а всем гражданам Беларуси.

Рассчитывать на дополнительные поступления в бюджет с остальных 95 тыс. предприятий в теории можно, но тогда они уйдут в еще большие убытки. Выполнение правительством предложения президента ликвидировать частные предприятия, которые не смогут в будущем году платить своим работникам среднюю зарплату в $250, также увеличит нагрузку на бюджет и никак не поможет найти лишний $1 млрд.

Правительство берет на себя две одинаково непосильные ноши: щедрые социальные программы и государственное инвестирование. В 2003г. в основной капитал вложено примерно $3,3 млрд. На 2005г. запланировано около $3,8 млрд. Львиная доля этих средств прямо или косвенно принадлежит государству и контролируется им. Представьте себе сложность задачи: заработать столько денег, чтобы увеличить инвестиции на 20% и плюс отдать $1 млрд. сверху на социальные программы!

Вопрос о том, откуда возьмутся дополнительные 2,25 трлн. рублей на социальные программы, остается открытым. Да, в бюджете есть загадочная статья «прочие министерства и организации» с объемом финансирования в 1,34 трлн. рублей, но едва ли президент направит все средства резервного фонда и других привилегированных структур на зарплату бюджетникам и пособия детям. Следовательно, $1 млрд. появится как результат не производства, а распределения. Заберут у одних, чтобы дать другим. Старый, проверенный метод. Он работает, но недолго.
Добавить комментарий
Проверочный код