Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (457) 11 октября 2004 г. События. Оценки

НАЛОГОВ ЕЩЁ ХВАТИТ

11.10.2004
Сергей ЖБАНОВ

4 октября ПП НС одобрила в первом чтении изменения и дополнения в законодательстве, регулирующем особенности налогообложения в 2005г. Выступая перед депутатами, министр финансов Николай Корбут отметил намечаемые изменения в шести законодательных актах, предполагающих как налоговые послабления, так и увеличение отдельных видов налогов.

К первой категории изменений относится освобождение физических лиц, ведущих личные подсобные хозяйства, от уплаты НДС по работам и услугам, порядок и перечень которых определяется правительством. Реализация данной нормы, по словам Корбута, приведет к уменьшению поступлений в бюджет в размере около 100 млн. рублей.

Более значительные потери - 900 млн. рублей - бюджет понесет за счет отмены земельного налога с участков, занятых спортбазами, используемыми для подготовки национальных и сборных команд. На этом краткий перечень налоговых послаблений Николай Корбут прервал и перешел к основной части доклада, посвященной усилению налогообложения.

Значительная прибавка в доходной части бюджета - 10,5 млрд. рублей - ожидается за счет отмены действия льготной 10-процентной ставки НДС для товаров, производимых с применением новых и высоких технологий.

Наконец-то дошла очередь и до иностранных инвесторов. Правительство реализовало свою мечту по выравниванию условий работы местных производителей и предприятий с иностранным капиталом. С 1 января 2005г. отменяются налоговые льготы на прибыль для вновь образованных организаций с иностранными инвестициями. Эта норма добавит в следующем году в бюджет 104 млрд. рублей.

Пострадают и автолюбители. Для них Минфин предусмотрел повышение ставки отчислений с продажи автомобильного топлива с 20 до 25%. На этом планируется заработать 6,5 млрд. рублей. Кроме того, увеличивается экологический налог на величину сбора за транспортировку по территории РБ нефти и нефтепродуктов.

Не забыты и получатели дивидендов из-за рубежа. Им придется заплатить 15-процентный налог на доходы по экзотическим (для основной массы населения республики) дивидендам.

В общем, самый предварительный анализ доклада министра финансов оставляет довольно четкое представление о перспективах развития налоговой системы в Беларуси. Двух мнений быть не может: налоговая нагрузка с сегодняшних 43% к ВВП возрастет значительно. Надо же кому-то платить за рост материального благосостояния населения и выполнение обещаний президента.

Что же касается обещанного ежегодного уменьшения налогового бремени, то об этом лучше до президентских выборов 2006г. не вспоминать. Актуальной эта задача станет, согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, к 2020г., когда налоговая нагрузка на экономику родины должна уменьшиться на 7,5-8,5%. Причем сильно полегчает с 2006г. по 2010г., поскольку на 2011-20гг. намечено снизить уровень налогообложения только на 2-4%.

В эти планы верится больше, чем в планы укрепления и развития союзного государства. Дело в том, что интеграционные перспективы Беларуси прямо увязываются с необходимостью ежегодного снижения республиканского уровня налогообложения с целью его приведения к российским стандартам, где уже сегодня доля налогов в ВВП меньше белорусского уровня на 9%. Но планы, обнародованные Николаем Корбутом, показывают, что Беларусь скорее удаляется от цели, нежели приближается к ней. Поэтому ни в Минфине, ни в Нацбанке не оставляют интеграционных надежд, но связывают их ускоренное исполнение с новыми компенсациями со стороны правительства России. Если Кремль готов взять на себя это почетное бремя, то планы по введению единого рубля с 1 января станут приятной реальностью, а если нет, то Национальную стратегию устойчивого развития придется развернуть года этак до 2040-го. Возможно, к этому времени снизим налоги?

В поисках ответа можно прийти к другому очевидному выводу. Дальнейший рост процветания населения Беларуси приближается к своему налоговому лимиту в 50% к ВВП. Этот источник не бесконечен, хотя на еще один президентский срок его хватит. Но как только уровень налоговой нагрузки превысит экономически разумный предел, интеграция получит очередной мощный импульс.

Лишь бы у России хватило денег на все виды компенсаций для Беларуси. Пока мы тратим на социальные нужды, Россия пусть копит на большой интеграционный славянский проект.
Добавить комментарий
Проверочный код