Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (457) 11 октября 2004 г. Экономика

МОЛОДОМУ ТИГРУ НЕ ПРИЩЕМИШЬ ХВОСТ

11.10.2004
Сергей ЖБАНОВ

Неделя не задалась. Сначала пришло известие о том, что Палата представителей конгресса США, а потом и сенат приняли «Акт о демократии в Беларуси», предусматривающий введение экономических санкций и подготовку спецдоклада с информацией о поставках вооружений и о личных доходах президента Лукашенко. Потом Владимир Путин пригласил на свой день рождения (почему-то) не главного союзника, а украинского президента Кучму и премьера Януковича.

«ОНИ ОТУПЕЛИ И ОПУПЕЛИ», НО МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ

А ведь учитывая множество общих черт белорусской и российской управляемых демократий, вызывающих раздражение на берегах Потомака, президентам следовало бы экстренно собраться и поговорить за рюмкой чая (Александр Григорьевич ни пива, ни водки, как известно, не любит) о том, что роднит и тревожит основных участников Договора о коллективной безопасности. Но в предпраздничной суете Путин, видимо, антибелорусского акта не заметил, а потому никаких публичных заявлений в поддержку однополчанина, окопавшегося на передовой линии обороны, не сделал. За него это изобразил российский МИД, но в очень мягкой форме: «Санкции - это не тот путь, по которому следует идти. Россия выступает за то, чтобы все страны развивали отношения с Беларусью».

Напротив, Лукашенко менее всего был склонен расценивать недружественный акт с личными выпадами, отдающий признаками «холодной войны», как обдувающий сквознячок, а потому начал «отстреливаться» в одиночку до подхода главных сил. Президент понял, что хоть «они там отупели и опупели», но медлить нельзя: США грозят перейти от слов к делу, и Беларусь может стать второй после Туркмении постсоветской республикой, в диалоге с которой американцы перейдут на язык экономических санкций, подразумевающих запрет на предоставление республике займов и гарантий, страховых выплат, финансового содействия и прямого финансирования со стороны американского правительства.

После таких новостей договоренности вице-премьера Андрея Кобякова об активизации диалога между РБ и МВФ и расширении финансовой и технической помощи стране, достигнутые им в Вашингтоне в рамках ежегодного заседания совета управляющих МВФ и ВБ 1-3 октября, стоят недорого. Представители США, имеющие право решающего голоса в этих финансовых организациях, способны заблокировать предоставление Беларуси любой финансовой помощи, кроме гуманитарной.

НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ С ЕВРЕЕВ

Угроза нешуточная, учитывая, что Беларусь скоро справит 10-летний юбилей последнего кредита stand by от МВФ. Тем более ничего, кроме улыбки, не могут вызвать опасения экспертов о нанесении серьезного урона инвестиционному имиджу Беларуси, который уже давно ниже ватерлинии. Согласно мировой табели об инвестиционных рангах, Беларусь занимает 129-е место из 145 и, погрузившись на прочное дно, не потерпит больших убытков и уж тем более не испытает позора, а лишь приобретет завидную стабильность и покой.

Существуют также большие сомнения насчет серьезных экономических последствий намечаемых санкций. Скорее угрозы преследуют назидательную цель, потому как у США и Европы существуют экономические аргументы посильнее грядущего отлучения Беларуси от МВФ и ВБ.

Речь идет о так называемой поправке Джексона-Вэника, которая уже более десяти лет не применяется, и тем не менее в полном объеме ее действие не отменено. Если в течение трех месяцев после направления президентом США соответствующего уведомления конгресс не высказывает возражений, отмена действия поправки происходит на очередной год автоматически. Для Беларуси режим нормальных торговых отношений (РНТО), являющийся наиболее распространенным сводом льгот, предоставляемых в торговле с США, в очередной раз продлен в июне 2004г.

Поправка, введенная в 1974г. в связи с проблемой эмиграции евреев, установила дискриминационные условия торговли с СССР, а впоследствии и со всеми постсоветскими республиками. Окончательно и бесповоротно ее действие прекращено только в отношении стран Балтии (1991), Грузии и Киргизии (2000).

Но Россия, несмотря на наличие статуса страны с рыночной экономикой, или Беларусь, не причисленная к странам такого типа, едины в одном: их режим нормальных торговых отношений с США - результат ежегодной временной отмены действия поправки. До сих пор американские конгрессмены в большинстве своем принципиальной разницы между нашими странами не видели и верили в процесс рыночных реформ и демократических преобразований на постсоветском пространстве. Режим продления отмены поправки позволял американцам ежегодно возвращаться к анализу ситуации с правами человека в постсоветских странах. Таким образом, проблема эмиграции евреев для администрации США благополучно трансформировалась в проблему всех прав человека.

Но самое удивительное, что в рамках действующего механизма в феврале 2004г. конгрессмен Рон Пол вносил на рассмотрение Палаты представителей конгресса США законопроект о свободе в Беларуси, предусматривающий полную отмену действия поправки для республики. Поэтому в белорусском руководстве не без оснований говорили о налаживании нормальных отношений с США.

В то же время сенатор Маккейн, инициатор «Акта о демократии в Беларуси», не только настаивал на сохранении действия поправки в отношении России в конце 2003г., но и призывал власти к ее инвестиционной блокаде. Однако верхняя палата конгресса США это предложение тогда не поддержала. Зато теперь американские взгляды на демократию в Беларуси и России стремительно сближаются. И Беларусь первая может пострадать от надвигающихся санкций. Но, как это ни странно, страшного ничего не произойдет - до тех пор, пока Европа не поддержит США.

НЕ ПУГАЙ, АМЕРИКА!

Если бы правительство США действительно хотело нанести урон экономике Беларуси во имя демократии, то оно могло без лишних хлопот просто не продлять в этом году отмену действия поправки и не мучиться с декларативным актом.

Но чего нет - того нет. А есть 63% внешнеторгового оборота Беларуси со странами СНГ и 37% - с остальными странами, из которых 25% приходится на страны ЕС. За полгода общий объем товарооборота между Беларусью и США составил $135,8 млн., имея значительную тенденцию к увеличению. Так, за первое полугодие белорусский экспорт в США вырос на 76% против аналогичного периода 2003г. Но доля США в структуре белорусского внешнеторгового оборота так и не превысила 1%.

Отмена режима нормальных торговых отношений с США, предусматривающего ограничения как по экспорту, так и по импорту, не смертельна для экономики Беларуси. Дополнительные доходы, получаемые республикой от переработки и транспортировки российской нефти, а также газовый транзит - вот главный источник, который позволяет Лукашенко объявлять о росте средней зарплаты и социального благосостояния населения. Основа же экономического благополучия - в товарообороте Беларуси с регионами России, из которого одна треть приходится на Москву. Беларусь прочно завоевала российский рынок, в т.ч. и потребительскими товарами, обеспечивающими потребности небогатого российского покупателя.

На самом деле американский Акт нацелен на одну персону, а не преследует цель обрушить экономику республики. Для этого документ слабоват. К тому же, опыт всевозможных экономических санкций против стран с диктаторскими режимами показывает, что от международных санкций элита только богатеет, а народ беднеет. Это железное правило. Вопрос состоит в том, насколько далеко готовы пойти США в желании наказать Лукашенко и на самом ли деле в американском правительстве верят, что подобными документами можно отстранить белорусского президента от власти.

Если бы у американских борцов за демократию были веские основания для предъявления обвинений в незаконной торговле оружием или финансовой нечистоплотности белорусских властей, то предложение предоставить декларации об их личных доходах и имуществе в администрацию США не выглядело бы насмешкой.

Единственное, что может дать такой документ, это основание для запрета на въезд, но не из политических соображений, а исходя из официальной зарплаты, не способной обеспечить достойное проживание в странах западной демократии из расчета в $100, необходимых как однодневный норматив для частного посещения даже представителям белорусской власти. Вот Александр Лукашенко и старается даровать эту возможность всем белорусам к 2010г., обязуясь выйти на $750 средней зарплаты.

Но, похоже, сам президент в это слабо верит, а потому цифру, ошеломившую брестских студентов в конце сентября, он через две недели ужал на треть - до $500. Президентское непостоянство внушает большее беспокойство за завтрашний день Беларуси, чем акт о демократии на ее территории.

Не в пример этому остальные приметы четко указывают на то, что страна стоит на пороге светлой эры. Перед референдумом в подъезде родного дома лампочку вкрутили. И нам любые обещания президента или угрозы из-за океана как до этой лампочки. От обещаний не разбогатеешь, а от угроз не обеднеешь.
Добавить комментарий
Проверочный код