Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (455) 27 сентября 2004 г. Радости жизни

ТЕАТРАЛЬНЫЙ БАТАЛЬОН ШАГАЕТ В АННАЛЫ

27.09.2004
Дмитрий ДОНСКОЙ

Современного белоруса вряд ли чем-то можно удивить. Не удивляет его, что строительство библиотеки у нас финансируют промышленность и агросектор, на ниве урожая трудятся студенты и учителя, спортивные федерации возглавляют министры-силовики… И уж конечно не вызовет изумление тот факт, что свой театр открыло Министерство обороны. В Беларуси это кажется вполне естественным и закономерным. Открытие Театра белорусской армии - яркий пример стремления белорусов заниматься чем угодно, только не своими прямыми обязанностями.

МЕСТО СЛУЖБЫ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Профессор Преображенский из булгаковского «Собачьего сердца» утверждал, что разруха в государстве закончится, если дворники будут убирать улицы, певцы - петь, а врачи - оперировать. Профессор заблуждался. Белорусский опыт победы над «разрухой» заключается как раз в обратном. Вот и белорусскую армию неожиданно потянуло заняться театральным искусством. Возможно, это только первый шаг белорусских военных на пути в анналы истории искусства. Далее можно открыть собственную картинную галерею, киностудию и даже балет. Благо Минкульт, как всегда, с удовольствием уступит инициативу.

Идея создания армейского театра не нова. После окончания второй мировой войны Советская Армия была фактически «государством в государстве», для которого руководством создавалась отдельная инфраструктура: промышленная (ВПК), жилищная (закрытые города), спортивная (многочисленные армейские клубы) и культурная. Одним из главных звеньев последней наряду с домами офицеров, оркестрами, газетами стал Театр Советской Армии в Москве. Известен он прежде всего самой большой сценой в Европе, по которой когда-то скакали эскадроны кавалерии и гоняли настоящие танки. Некогда в театре играли известнейшие актеры - от Олега Меньшикова до Бориса Плотникова. Впрочем, большинство из них в глубокой молодости проходило на сцене действительную военную службу. Именно как лазейку для молодых актеров, которые не смогли «откосить» от защиты родины, расценивали этот театр в московских театральных кругах. Судя по всему, и наш армейский театр тоже должен предоставлять военнообязанным служителям Мельпомены такую возможность.

ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Новый театр родился прежде всего усилиями министра обороны генерала Леонида Мальцева и худрука театра драматурга Алексея Дударева. Ходят разные легенды о том, как именно возникла идея сотрудничества. Одна из них гласит, что Леонид Мальцев обратился в Союз театральных деятелей с просьбой посоветовать кого-нибудь, кто наладил бы театральное дело в армии, на что Дударев ответил: мол, зачем кого-то искать, если он сам может это сделать. На том якобы и порешили. Алексей Дударев - идеальная кандидатура для руководства театром армии. Во-первых, он написал лучшую белорусскую военную пьесу «Рядовые», когда-то триумфально поставленную на всех подмостках СССР. Во-вторых, в последнее время Дударев значительно сблизился с государственной позицией по ряду вопросов и стал лауреатом престижных госпремий. В-третьих, он один из немногих театралов, кто может наладить патриотическое воспитание в русле современной белорусской госидеологии.

Пока театр числится структурным подразделением Дома офицеров, но в дальнейшем должен стать самостоятельным учреждением. Уже сейчас под него выделено правое крыло здания с малым залом на 450 мест. По утверждению администрации, после основательного ремонта это будет одна из самых хорошо оборудованных сцен Минска. Во сколько обойдется это военным, держится в секрете, но, судя по всему, недешево.

Долго и сложно решались кадровые вопросы. Изначально на должность главного режиссера приглашался Александр Гарцуев из Купаловского театра. Однако, почувствовав особенности эстетического восприятия высшего командного состава и перспективу постановок пьес Дударева, Гарцуев вскоре отказался. Затем эта должность предлагалась еще нескольким режиссерам, но безрезультатно. В итоге в Молодежном театре не продлили контракт с балетмейстером и режиссером Мариной Дударевой. Она была приглашена в театр армии в качестве балетмейстера на спектакль и неожиданно для всех стала главным режиссером. Главный художник театра - сын Алексея Дударева. Труппа пока еще не сформирована, но ее костяк - актеры, которых «ушли» из других театров, или просто студенты: Сидорчик из ТЮЗа, Петрова оттуда же, Никитин из Театра им. Горького, Фильченков из Молодежного и т.д. В столичной театральной тусовке новый театр уже называют «театром изгоев». Впрочем, по свидетельству актеров, микроклимат в коллективе пока хороший.

Открывали первый сезон пьесой Дударева «Ты помнишь, Алеша». Изначально эта пьеса под названием «Могила льва» предлагалась Могилевскому театру, но там отказались ее ставить. На конкурсе драматургии Минкульта она получила поощрительную премию. Говорить о спектакле смысла практически нет: с точки зрения идеологии и патриотизма, он безупречен. А с точки зрения искусства… Даже творческая группа не строит никаких иллюзий насчет того, что получилось. Зато в будущем зрителю обещают, что сотрудничество армии и театра приведет к рождению шедевров. На очереди - «Ромео и Джульетта» Шекспира и «Вечер» Дударева.
Добавить комментарий
Проверочный код