Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (455) 27 сентября 2004 г. Экономика

ПРАВИТЕЛЬСТВО РАСХОТЕЛО «БЭ»

27.09.2004
Сергей ЖБАНОВ

21 сентября первый замминистра финансов Беларуси Анатолий Сверж объявил о приостановлении работы по получению суверенного кредитного рейтинга республики. Мотивом для столь неожиданного завершения трехлетней кропотливой работы стали внезапно охватившие правительство сомнения.

По сообщению «Интерфакса», Анатолий Сверж публично ретранслировал вопрос, мучающий правительство: «Самое главное - какой мы получим рейтинг?» Хотя до сих пор ответ на этот вопрос был хорошо известен Совмину, убеждавшему общественность, что наиболее вероятным значением суверенного кредитного рейтинга Беларуси следует считать «В-» по шкале агентства Standart&Poor’s.

Надо признать, что не единожды продемонстрированная правительством уверенность удивляла гораздо больше, чем объявленная ныне пауза в процессе получения рейтинга. Дело в том, что субъекты хозяйствования, как правило, не могут иметь рейтинг выше суверенного рейтинга страны.

В настоящее время единственными субъектами хозяйствования Беларуси, имеющими международный кредитный рейтинг, являются «Беларусбанк» и «Белпромстройбанк». Международное агентство Fitch Reitings присвоило им рейтинг «ССС».

Рейтинг банков минимален, но в этом их вины нет: его уровень отражает неустойчивую экономическую и политическую ситуацию в стране. Что же касается оценки деятельности самих банков, то их рейтинг зафиксировал относительно небольшие размеры крупнейших белорусских коммерческих банков и средние результаты их деятельности. Причем на уровень присвоенного банкам рейтинга положительно повлияли хорошие показатели капитализации, а снизили его качество и гибкость капитала, обусловленные очень высоким уровнем основных средств, находящихся на балансе банков.

Этот небольшой экскурс в детали присвоенных банкам рейтингов необходим только для того, чтобы понять очевидную истину: правительство с высокой степени вероятности могло предсказать оценку, на которую способна претендовать Беларусь. Откуда взялись надежды на уровень «В-», являющийся скорее плодом воспаленного воображения, нежели профессиональной оценки ситуации?

Рейтинг - это не самоцель. Сразу после его присвоения правительство надеялось привлечь $100-150 млн. за счет выпуска республикой евробондов со сроком обращения 3-5 лет и фиксированной ставкой в 10-12% годовых. Но с рейтингом на уровне «ССС» надеяться на означенные условия было бы крайне опрометчиво. К тому же, для правительства не являлся секретом и мировой инвестиционный рейтинг Беларуси, в котором республика занимает не самое почетное 129-е место из 145. На что же рассчитывали, блефуя? Наверное, это была психическая атака перед отчаянным прорывом на необъятные просторы международного финансового рынка.

Каждый год Минфин заполняет в проекте бюджета строку «Внешние источники финансирования дефицита бюджета», а после этого скромно отмечает невыполнение намеченных планов. Не проще ли было бы узнать у единственного реального источника внешних заимствований - правительства России - его кредитные возможности по покрытию дефицита белорусского бюджета. И в этом смысле отказ правительства от иллюзий в деле получения суверенного кредитного рейтинга, несомненно, положительный момент.

Тем более что иногда складывается впечатление, будто иностранные инвестиции нам и так девать некуда. Например, РИА «Ореанда» процитировало фрагмент доклада белорусского премьера Сергея Сидорского на конгрессе «ЕврАзЭС-Деловая Америка»: «Подъем экономики является основной задачей для Беларуси. В 2004г. приток иностранных инвестиций должен составить $4,8 млрд., а в 2005г. - $6,6 млрд.».

По данным Минстата, в 2003г. в Беларусь поступило $1,306 млрд. иностранных инвестиций. И в 2004г. эта цифра вряд ли будет существенно отличаться, а потому суммы, фигурирующие в премьерской цитате, скорее всего, недоразумение. В изложении БелТА приводимые цифры названы просто инвестициями, но при этом отмечено, что «в Беларуси действует 1300 совместных предприятий с иностранным капиталом. В 2003г. их инвестиции составили 90% всего объема вложений в экономику страны».

В 90% тоже поверить трудно, если учесть, что 20 июля т.г. министр экономики Беларуси Николай Зайченко сообщил, что основными источниками инвестиций в развитие материально-технической базы экономики являются средства консолидированного бюджета (его доля - 15%, или $720 млн.), собственные и заемные средства предприятий (57%, или $2,67 млрд.), собственные и заемные средства населения (16%, или $740 млн.), внебюджетные инновационные фонды (7,4%, или $330 млн.), иностранные инвестиции (5%, или $230 млн.).

С учетом этих данных все становится на свои места и стыкуется с продолжением доклада Сидорского, отметившего, что «доля иностранных инвестиций пока невелика». После этого премьер все-таки уточнил потребность республики в иностранных инвестициях - $35-40 млрд. При этом, наверное, из уважения к хозяевам (или к теме) конгресса Сидорский перечислил страны, на которые падает наибольшая доля иностранных инвестиций в Беларусь: Россия, Германия, США и Швейцария, не забыв отметить, что в Беларуси действуют 419 СП с американским капиталом.

Возможно, для привлечения иностранных инвестиций все средства хороши. Но, к сожалению, из национальной статистики известно, что по итогам 2003г. места среди стран инвесторов прямого капитала распределились несколько иначе: Швейцария (53%), Россия (21,4%), Великобритания (8,8%), Германия (2,8%) и наконец Швеция и США (2,4%). И в этом году тенденция не меняется.

Причину слабой инвестиционной активности США в Беларуси озвучил посол этой страны в России Александр Вершбоу. Во время своего выступления на конгрессе он упрекнул белорусские власти за «золотую акцию», дающую государству право национализировать любую компанию. Однако посол не сказал, что в случае ее отмены американцы станут активнее в инвестиционной деятельности на территории Беларуси, а значит, не убедил белорусского президента в необходимости ее отмены.

В Беларуси процесс наведения порядка в инвестиционном климате следует начинать именно с этого субъективного фактора. А уж потом, приучив себя к необходимости выполнять рекомендации международных финансовых организаций, можно начинать борьбу за высокий суверенный рейтинг нашей державы.
Добавить комментарий
Проверочный код