Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (455) 27 сентября 2004 г. Экономика

ТРЕЩАТ ЗАКРОМА РОДИНЫ

27.09.2004
Ярослав РОМАНЧУК

Депутаты ПП НС еще нынешнего созыва намерены проголосовать за бюджет на 2005г. По большому счету, это не имеет большого значения. Цифры, которые утверждают депутаты, президент меняет по нескольку раз в год. Тем не менее бюджет-2005 содержит много положений, которые для белорусской экономики, судя по всему, будут аукаться еще долгие годы.

МИМО МИШЕНИ

Оценка роста основных макроэкономических показателей Минфина почти всегда не совпадает с фактическим. При обсуждении бюджета-2004 ВВП за 2003г. оценивался в 35,4 трлн. рублей. По факту оказалось 35,9 трлн. Сегодня правительство прогнозирует годовой ВВП на уровне 48.170 трлн. рублей, что на 2,17-4,17 трлн. больше, чем год назад. Недооценил Минфин прыть белорусской экономики.

Прогнозируется, что средний курс американского доллара в 2004г. составит 2170 рублей, что дает нам валовой продукт в $22,1 млрд., или около $2210 на душу населения. Это значит, что в долларовом эквиваленте данный показатель увеличится на 26,3%. Богатеем на глазах!

Проект бюджета на 2005г. сверстан исходя из следующих макроэкономических и финансовых показателей за т.г. Инфляция составит 118% - 1,4% в среднем за месяц; средняя зарплата - 350 тыс. ($161,3) - рост за год на 16%; обменный курс на конец года - 2200 рублей за $1.

Доходы консолидированного бюджета по уточненному плану составляют 11,82 трлн., а с учетом целевых бюджетных и внебюджетных фондов - 19,69 трлн. (40,9% ВВП). Расходы консолидированного бюджета без учетов фондов составят в 2004г. 12,71 трлн., а с ними - 20,61 трлн. (42,8% ВВП). Это дает нам дефицит бюджета в 1,9% ВВП (929 млрд.).

На 2005г. правительство поставило амбициозную задачу снижения инфляции до рекордно низкого уровня 108-110%. ВВП должен вырасти на 8,5-10%, а зарплата рабочих, служащих и колхозников - до 467 тыс. рублей, что при среднем обменном курсе доллара США в 2240 рублей за $1 составит $208,5. Это явно не дотягивает до вожделенного главой государства показателя $250. ВВП в рублях должен составить 58,54-59,9 трлн. ($26,1-26,74 млрд.). Это прыжок к богатству в краткосрочной перспективе. Говорят, вскарабкаться на крутой утес со страху можно быстро, а вот как с него безопасно спуститься, никто сегодня не думает.

НАС ЖДЕТ ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ?

Проект бюджета на 2005г. верстался по результатам развития экономики в первом полугодии нынешнего года, когда доходы консолидированного бюджета выросли на 85,1%, составив 47,4% ВВП, расходы - на 78,6% (46% ВВП). Профицит достиг 298,2 млрд. - без учета инновационных фондов (2-4% ВВП). Так что до конца года должны произойти некие сильные бюджетные метаморфозы.

Во-первых, резко увеличатся бюджетные расходы. Минфин прогнозирует дефицит бюджета в 929 млрд. - это скачок в минус с почти 300-миллиардного профицита. В 2005г. дефицит планируется профинансировать за счет средств, получаемых от банков (278 млрд. нетто), и внешнего финансирования - 523,7 млрд. рублей нетто. Привлечение денег Нацбанка на эти цели не планируется.

Во-вторых, загадочные трансформации должны произойти с местом государства в экономике. Как без резкого сокращения налоговой нагрузки и с включением средств инновационных фондов можно уменьшись долю доходов консолидированного бюджета с 47,4% сегодня до 40,9%, а долю расходов - с 46% до 42,8% ВВП? И это без учета налоговых недоимок и отсроченных к погашению сумм. Кстати, единственной структурой, которая отстояла право не включать доходы своего инновационного фонда в бюджет, стала ФПБ.

Получается, что надо сократить присутствие государства в экономике примерно на 10% ВВП. Нас ждет либеральная шоковая терапия? Эту задачу для нынешнего правительства решить так же просто, как купить контрольный пакет «Газпрома». Особенно, если принять за чистую монету налоговые обещания Совмина и проанализировать структуру доходов на следующий год.

Проект бюджета предусматривает косметическое снижение ставок всего лишь двух налогов, доля которых в структуре доходов минимальна. Сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, планируется снизить с 0,75% до 0,5% от выручки, чрезвычайный налог - с 4% до 3% от фонда зарплаты. Эта мера приведет к снижению поступлений по последнему налогу всего лишь на 2,7% по сравнению с 2004г. Как пишет Минфин, «в результате реализации указанных мероприятий в области налогообложения общее снижение налоговой нагрузки на экономику республики составит около 0,5% к ВВП».

Что-то в арифметике белорусского правительства явно не «пляшет». Для предприятий «продается» избитая и еще никогда не воплощенная в жизнь сказка о снижении налоговой нагрузки. Для президента - политкорректная история о безудержном росте ВВП и уверенной поступи страны к успешному выполнению показателей второй пятилетки. Складывается впечатление, что для Минфина жизнь заканчивается после принятия третьего пятилетнего плана в 2005г. Государство продолжит разогревать экономику своими инвестициями (деньгами налогоплательщиков), нисколько не думая о структурных реформах и ликвидации источника инвестиционных ошибок.

ОТКУДА ДОХОДЫ?

Доходы консолидированного бюджета на будущий год прогнозируются в сумме 25,97 трлн., а без учета ФСЗН и целевых бюджетных фондов они вырастут на 25,8%. Доходы госбюджета вырастут на 21,6%, составив 8,14 трлн. И это при декларируемом снижении налоговой нагрузки?

Структура доходов остается прежней. Самым значимым источником средств бюджета является НДС. На втором месте - социальный налог, за ним - налоги на прибыль, доходы и подоходный. Стабильно высокой остается доля местных налогов и сборов. Почти пятую часть в структуре доходов занимают поступления целевых бюджетных фондов.

В 2005г. нас ждет увеличение облагаемого фонда оплаты труда, что приведет к росту поступлений подоходного налога на 29,7%. Поступления подоходного налога с физлиц будут незначительно ниже, чем с предприятий (1,7 трлн.). Эффективная ставка (т.е. уровень изъятий данного налога по отношению к облагаемому фонду оплаты труда) составит 9,7%, примерно столько же, сколько и в 2003-2004гг. Год назад Минфин уверял, что она составляет 9,4%.

По прогнозу Минфина, доходы по НДС вырастут на 19,2%, достигнув 4,55 трлн. Вырастут и реальные доходы от сбора акцизов - на 13,7% при запланированной инфляции в 8-10%. Аналогичная ситуация по доходам от внешнеэкономической деятельности - планируемый рост на 15,9%. Из общего объема средств 1,4 трлн. (73,4%) составляют импортные таможенные пошлины, 26,2% - экспортные, основная доля которых приходится на нефтепродукты. Таким образом, по всем основным налогам планируется рост поступлений.

Неналоговые платежи на 2005г. запланированы на уровне всего 1,2 трлн. рублей. Это на 71,2% больше, чем уточненный план на 2004г. Их доля вырастет (без учета ФСЗН и целевых бюджетных фондов) с 5,9% до 8,1%. Нацбанк будет перечислять 80% своей прибыли в бюджет (всего-то 15 млрд.). Поступления дивидендов по акциям, принадлежащим государству, составят лишь 11,6 млрд.; от сдачи в аренду госимущества бюджет получит 21,5 млрд. ($9,6 млн.). Злые языки говорят, что только со зданий, принадлежащих Управлению делами президента в Минске, можно собрать около $3 млн. в месяц. По другим неналоговым поступлениям Минфин планирует увеличить доходы в 9 раз. Правда, в проекте закона о бюджете не сказано, по каким конкретно.

В 2005г. Беларусь останется страной без приватизации. Если в первом законе о бюджете на 2004г. доходы от продажи госимущества и активов планировались на уровне 9 млрд., то в уточненном плане уже зиял ноль. Он уверенно перекочевал в проект бюджета на 2005г., что свидетельствует о том, что правительство планирует продолжать строить белорусское «чудо», невзирая на советы и рекомендации всего экспертного мира.

Таблица

* * *

Доходная часть бюджета на 2005г. - продолжение тренда последних 10 лет. Все те же лоббисты, те же приоритеты и «черные» дыры. Хорошо, что все больше доходов включается в консолидированный бюджет. Плохо, что в стране нет ни одного органа, который бы анализировал эффективность использования растущих доходов бюджета. Минфин вошел в опасный для экономики азарт повышения своей роли в финансовой системе страны. Его сотрудникам - зарплаты и премиальные, простым налогоплательщикам - все больше причин голосовать против белорусской налоговой политики ногами.
Добавить комментарий
Проверочный код