Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№36 (453) 13 сентября 2004 г. Портмоне

В ОЧЕРЕДЬ ЗА БЕССМЕРТИЕМ

13.09.2004
Марина ГУЛЯЕВА

В начале осени в Национальной библиотеке открылась выставка современной белорусской живописи «Начало...», которую организовало недавно созданное объединение деятелей искусств «Мост». Было бы неправильно говорить, что этой выставкой «Мост» открывает новый осенний сезон - скорее, продолжает успешно начавшийся летний. «На рынке наметились очень положительные тенденции», - считает создатель «Моста» Евгений КСЕНЕВИЧ.

Евгений Ксеневич пытается не просто проводить выставки, куда по его словам ходят сами авторы работ и их родственники, он устраивает что-то вроде светских раутов, где собирается творческая элита, представители дипломатических кругов. Иногда даже удается зазвать белорусских бизнесменов. Евгений Ксеневич убежден, что они просто не знают этот мир - его нужно для них «открыть». А потом, может быть, их не забудут.

Корреспонденту «Белорусской газеты» Евгений Ксеневич рассказывал, зачем он решил построить «Мост».

- На чем основана ваша убежденность в положительных тенденциях на рынке?

- Минск - шикарный город, это одна из художественных столиц Европы. Именно столиц! Такая у нас земля белорусская - как у нас рождаются красивые женщины, независимо от политической и экономической ситуации, так и художники. Белорусское изобразительное искусство оценено на международном уровне, оно имеет признание значительно больше и шире, чем любая другая продукция. 70% (!) белорусской живописи уходит за рубеж. Живописи! Наши телевизоры, холодильники, МАЗы в таком объеме не экспортируются, как картины белорусских художников. Главный бренд Беларуси - ее интеллектуальные достижения. Работы Андрея Задорина, которые продаются во многих европейских странах, с 1991г. выросли в цене в 30 раз. Скажите, какой еще сегмент белорусского рынка сделал такой скачок? Белорусские художники находятся на невероятно высоком уровне. И у нас гораздо более радостная ситуация и оптимистичная перспектива, чем в других странах.

- То, что 70% белорусской живописи экспортируется, можно воспринимать по-другому и с меньшим оптимизмом: там наших художников знают больше, чем здесь.

- Особенность белорусского художественного климата в том, что, с одной стороны, есть нищая интеллигенция, которая с трудом выживает, а с другой - бизнесмены, которые коллекционируют не картины, а любовниц, дома, машины и проч. Конечно, с машинами проще, чем с картинами: выучил три марки - «Мерседес», «Вольво» и «БМВ», и все. Не надо образования, серьезных душевных сил... Но на самом деле это их проблема, потому что они не понимают, что через пару лет новая машина вообще ничего не будет стоить.

И все-таки я не склонен давать какие-то пессимистичные оценки. Скажем, в клубе «Бронкс» уже висят работы Шилова. Можно по-разному к нему относиться, считать его плохим, коньюктурным, таким или сяким, но тем не менее это очень известный художник прошлого и нынешнего века, это крупнейший портретист. То, что его работа висит в ночном клубе, разве это плохо? И таких примеров можно привести много. Хозяева заведений уже понимают, что кроме обоев и плитки на стенах должно быть что-то еще. Народ начал умнеть! И быстро умнеть. Руководителю уже бывает стыдно перед зарубежными партнерами за свой офис, потому что на стенках просто стыд какой-то висит.

- Например?

- Ну, какие-нибудь березки, закаты, купленные за Дворцом профсоюзов. Но постепенно люди начинают понимать, что восприятие уровня компании складывается из многих составляющих. Иногда не хватает общей культуры. Можно пытаться убедить западного партнера, что ты серьезный бизнесмен, но он тебе не поверит. Он подумает, что его обманывают, что здесь не может быть ни серьезных денег, о которых заявляется, ни серьезных планов, если все вокруг несерьезно!

- Картина известного художника может изменить ход переговоров?

- Во всяком случае, это повлияет на мнение о компании. Покупая произведение искусства, человек вкладывает деньги в свой имидж, в торговую марку своей компании.

- Есть ли в Беларуси компании, которые начали создавать и коллекции живописи?

- Да, многие компании, фирмы, банки покупают картины. Хотя на минувших выходных прошел праздник города, но ни одна компания не подарила Минску выставку. Наверное, им интересно другое: проводить конкурс, кто дальше бросит мобильный телефон. Победитель, наверное, получит новый.

- В ближайшее время созданный в этом году аукционный дом Paragis проведет второй аукцион. Как вы оцениваете итоги предыдущего?

- Аукцион - это один из механизмов, позволяющих оценивать ситуацию на рынке. Во-первых, было представлено около 270 работ - это много. Во-вторых, Минск стал первым городом, где аукционное движение началось с современного искусства. Тоже, кстати, огромный показатель в пользу Беларуси. В-третьих, $5 тыс., за которые была продана работа Исачева (самая дорогая работа аукциона. - М.Г.) - это очень неплохо для первого раза.

Все зависит от политики, проводимой домом, как он будет работать с авторами, будут ли выставляться достойные произведения по хорошим ценам, не унижающим художника. Если внутренняя цена будет соответствовать цене, сформированной на международном рынке, тогда все будет развиваться в правильном русле. Если же внутренние цены аукционный дом захочет поставить ниже, чем за рубежом, и начнет выламывать руки художнику по принципу «мы не продали тебя за тысячу долларов, отдай нам за сто», то, естественно, художники не будут с ним работать. А сам дом превратится в маленькую ярмарку, где продают свои картины дилетанты.

Уверен, мы придем к тому, что уже развито в России. В Москве аукционное движение началось еще в начале 90-х. И за каких-то полгода появилось четыре аукционных дома, они стали конкурировать между собой, а потом каждый занял свою нишу. Когда-нибудь и у нас так будет.

- Насколько охотно белорусские бизнесмены приходят на акции, которые проводит «Мост»?

- Они должны стоять в очереди, чтобы имя его фирмы, которая торгует унитазами, плиткой, лесом - чем угодно! - и его самого, простого торговца, лавочника, стояло рядом с именами людей духа. В Москве, чтобы выступить спонсором серьезной выставки, нужно выиграть огромный конкурс. Кого из российских бизнесменов конца XIX - начала XX вв. мы помним? Мы помним не самого крупного предпринимателя Третьякова и смотрим на российскую культуру его глазами. Остальных забыли.

- Почему вы решили построить «Мост»?

- Просто мне интересно! Я получаю кайф от того, что общаюсь с такими людьми. Я глубоко убежден, что через 30-40 лет многие художники станут такими же знаменитыми, как Малевич, которого знает весь мир и никогда не забудет. И эти люди живут сегодня, среди нас! Я считаю, что мне просто повезло.
Добавить комментарий
Проверочный код