Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№36 (453) 13 сентября 2004 г. Портмоне

«УГОЛОВНАЯ ЕДИНИЦА» НЕ ПРОСКОЧИТ СКВОЗЬ СИТО БАНКОВСКОГО МОНИТОРИНГА

13.09.2004
Сергей ЖБАНОВ

№ 36 [453] от 13.09.04 - 15 сентября силами органов госконтроля начнется тотальный мониторинг безналичных операций, проводимых коммерческими банками республики. Звучит угрожающе, но граждане могут спать спокойно. Для подобных утверждений есть веские основания.

Борьба с терроризмом, как известно, идет с переменным успехом. Отчасти это обусловлено тем, что финансовый фронт борьбы с этим злом еще трудно назвать сплошным. Беларусь, например, идя навстречу рекомендациям МВФ, только осенью 2003 г. создала Департамент финансового мониторинга (ДФМ) при Комитете госконтроля.

А в июне текущего года Минск посетила совместная миссия технического содействия юридического департамента и департамента денежно-кредитных и финансовых систем МВФ. Цель визита - оказание технического содействия в разработке проекта закона о борьбе с отмыванием денег и противодействии финансированию терроризма.

Основным инструментом этой глобальной борьбы является мониторинг финансовых операций. При его реализации западные банки руководствуются тем, что, осуществляя ежедневно большое количество операций, они не в состоянии отслеживать каждую отдельно взятую.

На основе самостоятельной оценки рисков, исходя из конкретных видов счетов, регионов и характера транзакций, банки из горы информационного мусора извлекают только некоторые подозрительные операции. Сплошная проверка менее эффективна, чем выборочная, но более трудоемка - это аксиома.

Но власти Беларуси решили разрушить каноны и превзойти самые смелые ожидания зарубежных консультантов, приняв инструкцию «О порядке предоставления в ДФМ КГК Нацбанком и банками Республики Беларусь информации по безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте». На основании этого документа выборочная проверка отдельных подозрительных транзакций комбанков будет заменена сплошным контролем всех безналичных операций банков. А толку-то?

Понятно, что для сплошной фильтрации информационного мусора не хватит никакого штата ДФМ, не говоря уже об аналитической работе. Скорее всего, власти хотят выдать желаемое за действительность, приучив бизнесменов к мысли, что никто не забыт и ничто не забыто.

Если бы власть действительно возжелала бороться с отмыванием денег и терроризмом, то, учитывая скромный национальный опыт борьбы на этом фронте, реальный потенциал информационных технологий, квалификацию штата и его численность, ей следовало бы прибегнуть к установлению пороговых размеров сделок в банках и время от времени проверять их адекватность. На это прямо указывает мировая практика борьбы с отмыванием денег.

Вместо этого нас хотят убедить, что теперь ржавый рубль не проскочит со счета на счет, забывая о том, что действующие в Беларуси уровни для декларирования сделок выше общепринятых в мире, а потому позволяют контрагентам вполне законно добиваться поставленных целей при осуществлении как наличных, так и безналичных операций.

Попробуем подтвердить данный тезис примером. В США отчет о валютных операциях представляется, когда финансовое учреждение получает или отправляет счет более чем на $10 тыс., а для наличных денег этот предел равен $5 тыс. В случае же наличия реальных подозрений в сомнительном характере совершаемой сделки ее сумма уже не имеет значения, а отчет (или донос) из банка поступает в заинтересованные аналитические органы незамедлительно.

В нашей свободной стране, как известно, действует декрет «О декларировании доходов и имущества физических лиц» вместе с внесенными в него 2 июля 2002 г. изменениями. Согласно декрету, размер совершаемых физическими лицами сделок ограничен 15 тыс. базовых величин. Сегодня эта сумма, эквивалентная более $130 тыс., может быть беззастенчиво использована «при продаже акций белорусских предприятий, долей (вкладов) в уставных фондах хозяйственных товариществ и обществ, паев в производственных и потребительских кооперативах, не завершенных строительством объектов и их частей, предприятий как имущественных комплексов, при осуществлении которых не требуется подача декларации об источниках денежных средств».

Из-за намеченного с 1 октября повышения базовой величины до 21 тыс. рублей эта бесконтрольная сумма возрастет до $144,5 тыс. при обменном курсе в 2180 рублей за $1. Но планы правительства по повышению жизненного уровня трудящихся на этом не останавливаются. Предполагается, что с 1 декабря базовая величина может возрасти до 24-24,5 тыс. Следовательно, границы финансовой вольницы в этом году могут возрасти почти до $169 тыс.

Столь высокий финансовый порог установлен президентом и одобрен белорусскими депутатами «для создания благоприятных условий для привлечения в республику внутренних и внешних инвесторов». После чего в Беларуси пальму первенства среди иностранных инвесторов уже второй год подряд удерживает маленькая, но гордая Швейцария, а некоторых якобы английских инвесторов, предпочитающих финансировать строительство белорусских гипермаркетов, до сих пор нельзя отыскать в регистрационных анналах фирм Великобритании.

Поэтому введение властью практики сплошных проверок банковских транзакций не стоит связывать с недавним скандалом вокруг «Инфобанка»: здесь нет никакой корреляции. Просто мы имеем дело с фрагментарным использованием международного опыта борьбы с отмыванием денег, когда некоторые его элементы востребованы, а другие нет.

Например, согласно американскому опыту, повышенное внимание к усилению активности по банковским счетам вполне оправданно. Там к счетам, которые с большой долей вероятности могут стать объектами сомнительных операций, относятся: счета небанковских финансовых институтов, оффшорные счета, счета личных инвестиций сотрудников компаний, корсчета, счета, информация о которых может быть затребована судебными органами или которые служат объектом оперативно-розыскных мероприятий, счета политических деятелей и счета из юрисдикций, относимых к категории высокого риска из-за отсутствия там эффективных механизмов борьбы с отмыванием денег.

Весь этот список вполне мотивированно может быть объектом повышенного внимания и наших контролирующих и правоохранительных органов. Но интересов большинства белорусских граждан, не являющихся политическими деятелями и не владеющих счетами в оффшорах, этот перечень не затрагивает.

Что же касается финансовых интересов граждан в пределах от 2 тыс. до 15 тыс. базовых величин, то ради бога, хоть ежедневно и с удовольствием совершайте покупки без всяких деклараций. Однако имейте совесть, товарищ среднестатистический житель Беларуси с зарплатой в $250, и не выбирайте без деклараций гравицапу типа «Мерседес» или «Лексус», а ограничьтесь инотачкой в пределах $20 тыс.

И пусть представители западных демократий похваляются своим уровнем жизни. Втайне они тихо завидуют бесконтрольным белорусским возможностям удовлетворения растущих личных потребностей.
Добавить комментарий
Проверочный код