Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (453) 13 сентября 2004 г. Портмоне

«УГОЛОВНАЯ ЕДИНИЦА» НЕ ПРОСКОЧИТ СКВОЗЬ СИТО БАНКОВСКОГО МОНИТОРИНГА

13.09.2004
Сергей ЖБАНОВ

№ 36 [453] от 13.09.04 - 15 сентября силами органов госконтроля начнется тотальный мониторинг безналичных операций, проводимых коммерческими банками республики. Звучит угрожающе, но граждане могут спать спокойно. Для подобных утверждений есть веские основания.

Борьба с терроризмом, как известно, идет с переменным успехом. Отчасти это обусловлено тем, что финансовый фронт борьбы с этим злом еще трудно назвать сплошным. Беларусь, например, идя навстречу рекомендациям МВФ, только осенью 2003 г. создала Департамент финансового мониторинга (ДФМ) при Комитете госконтроля.

А в июне текущего года Минск посетила совместная миссия технического содействия юридического департамента и департамента денежно-кредитных и финансовых систем МВФ. Цель визита - оказание технического содействия в разработке проекта закона о борьбе с отмыванием денег и противодействии финансированию терроризма.

Основным инструментом этой глобальной борьбы является мониторинг финансовых операций. При его реализации западные банки руководствуются тем, что, осуществляя ежедневно большое количество операций, они не в состоянии отслеживать каждую отдельно взятую.

На основе самостоятельной оценки рисков, исходя из конкретных видов счетов, регионов и характера транзакций, банки из горы информационного мусора извлекают только некоторые подозрительные операции. Сплошная проверка менее эффективна, чем выборочная, но более трудоемка - это аксиома.

Но власти Беларуси решили разрушить каноны и превзойти самые смелые ожидания зарубежных консультантов, приняв инструкцию «О порядке предоставления в ДФМ КГК Нацбанком и банками Республики Беларусь информации по безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте». На основании этого документа выборочная проверка отдельных подозрительных транзакций комбанков будет заменена сплошным контролем всех безналичных операций банков. А толку-то?

Понятно, что для сплошной фильтрации информационного мусора не хватит никакого штата ДФМ, не говоря уже об аналитической работе. Скорее всего, власти хотят выдать желаемое за действительность, приучив бизнесменов к мысли, что никто не забыт и ничто не забыто.

Если бы власть действительно возжелала бороться с отмыванием денег и терроризмом, то, учитывая скромный национальный опыт борьбы на этом фронте, реальный потенциал информационных технологий, квалификацию штата и его численность, ей следовало бы прибегнуть к установлению пороговых размеров сделок в банках и время от времени проверять их адекватность. На это прямо указывает мировая практика борьбы с отмыванием денег.

Вместо этого нас хотят убедить, что теперь ржавый рубль не проскочит со счета на счет, забывая о том, что действующие в Беларуси уровни для декларирования сделок выше общепринятых в мире, а потому позволяют контрагентам вполне законно добиваться поставленных целей при осуществлении как наличных, так и безналичных операций.

Попробуем подтвердить данный тезис примером. В США отчет о валютных операциях представляется, когда финансовое учреждение получает или отправляет счет более чем на $10 тыс., а для наличных денег этот предел равен $5 тыс. В случае же наличия реальных подозрений в сомнительном характере совершаемой сделки ее сумма уже не имеет значения, а отчет (или донос) из банка поступает в заинтересованные аналитические органы незамедлительно.

В нашей свободной стране, как известно, действует декрет «О декларировании доходов и имущества физических лиц» вместе с внесенными в него 2 июля 2002 г. изменениями. Согласно декрету, размер совершаемых физическими лицами сделок ограничен 15 тыс. базовых величин. Сегодня эта сумма, эквивалентная более $130 тыс., может быть беззастенчиво использована «при продаже акций белорусских предприятий, долей (вкладов) в уставных фондах хозяйственных товариществ и обществ, паев в производственных и потребительских кооперативах, не завершенных строительством объектов и их частей, предприятий как имущественных комплексов, при осуществлении которых не требуется подача декларации об источниках денежных средств».

Из-за намеченного с 1 октября повышения базовой величины до 21 тыс. рублей эта бесконтрольная сумма возрастет до $144,5 тыс. при обменном курсе в 2180 рублей за $1. Но планы правительства по повышению жизненного уровня трудящихся на этом не останавливаются. Предполагается, что с 1 декабря базовая величина может возрасти до 24-24,5 тыс. Следовательно, границы финансовой вольницы в этом году могут возрасти почти до $169 тыс.

Столь высокий финансовый порог установлен президентом и одобрен белорусскими депутатами «для создания благоприятных условий для привлечения в республику внутренних и внешних инвесторов». После чего в Беларуси пальму первенства среди иностранных инвесторов уже второй год подряд удерживает маленькая, но гордая Швейцария, а некоторых якобы английских инвесторов, предпочитающих финансировать строительство белорусских гипермаркетов, до сих пор нельзя отыскать в регистрационных анналах фирм Великобритании.

Поэтому введение властью практики сплошных проверок банковских транзакций не стоит связывать с недавним скандалом вокруг «Инфобанка»: здесь нет никакой корреляции. Просто мы имеем дело с фрагментарным использованием международного опыта борьбы с отмыванием денег, когда некоторые его элементы востребованы, а другие нет.

Например, согласно американскому опыту, повышенное внимание к усилению активности по банковским счетам вполне оправданно. Там к счетам, которые с большой долей вероятности могут стать объектами сомнительных операций, относятся: счета небанковских финансовых институтов, оффшорные счета, счета личных инвестиций сотрудников компаний, корсчета, счета, информация о которых может быть затребована судебными органами или которые служат объектом оперативно-розыскных мероприятий, счета политических деятелей и счета из юрисдикций, относимых к категории высокого риска из-за отсутствия там эффективных механизмов борьбы с отмыванием денег.

Весь этот список вполне мотивированно может быть объектом повышенного внимания и наших контролирующих и правоохранительных органов. Но интересов большинства белорусских граждан, не являющихся политическими деятелями и не владеющих счетами в оффшорах, этот перечень не затрагивает.

Что же касается финансовых интересов граждан в пределах от 2 тыс. до 15 тыс. базовых величин, то ради бога, хоть ежедневно и с удовольствием совершайте покупки без всяких деклараций. Однако имейте совесть, товарищ среднестатистический житель Беларуси с зарплатой в $250, и не выбирайте без деклараций гравицапу типа «Мерседес» или «Лексус», а ограничьтесь инотачкой в пределах $20 тыс.

И пусть представители западных демократий похваляются своим уровнем жизни. Втайне они тихо завидуют бесконтрольным белорусским возможностям удовлетворения растущих личных потребностей.
Добавить комментарий
Проверочный код