Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (453) 13 сентября 2004 г. Экономика

БИР ИЛИ НЕ БИР

13.09.2004
Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе белорусско-литовское СП «Речицапиво» запустило новую линию розлива и представило новое пиво. По словам руководства завода, 14 сентября оно появится во всех городах Беларуси. На торжественной пресс-конференции представители местной вертикали благодарили президента за его заботу о людях, а литовские инвесторы «Речицапиво» говорили о доверии, уважении и честном слове.

Выпуск Речицким пивзаводом нового пива можно отнести к одному из самых знаменательных событий на пивном рынке в этом году. Четыре года молчавшие литовские инвесторы «Речицапиво» наконец рассказали о реконструкции предприятия, открыто заявили о своих планах и довольно агрессивной маркетинговой стратегии. Судя по всему, «Речицапиво» намерено в ближайшее время занять первые места белорусского пивного хит-парада. Завод, который стоит последним в пятерке основных пивоваренных предприятий страны, первым в Беларуси выпустил пиво класса «премиум» - «Лебенбир» (лебен - жизнь, бир - пиво, нем.).

СП «Речицапиво» было создано в 2001г. Представители литовской компании ЗАО «А» (поставки оборудования для пивоваренной промышленности. - М.Г.) заявляют, что не ставили перед собой цель получить контрольный пакет предприятия (литовцы владеют 32% акций). И, как говорит представитель «А», президент Ассоциации пивоваров Литвы Аудрюс Виджис, не намерены увеличивать свой пакет в будущем: «На Западе контракты заключаются пожатием руки... Мы доверяем людям, с которыми работаем». Надо полагать, что именно эти умеренные амбиции литовцев на фоне скандала с «Балтикой» и позволили проекту состояться.

Характеризуя программу реконструкции предприятия, г-н Виджис заявил, что на Речицком пивзаводе она «самая осмысленная и последовательная по сравнению с другими предприятиями страны». Переоснащение завода, основной этап которого уже завершен, осуществлялось преимущественно за счет собственных и прямых иностранных инвестиций - их общая сумма в объеме всех вложений составила 64,1%, или $3,2 млн. Банковских кредитов было привлечено $1,8 млн. До конца минувшего года планируется освоить еще $0,5 млн. на модернизацию. Предполагается, что в 2005г. мощности предприятия возрастут с имеющихся и уже фактически полностью задействованных 4 млн. дал до 5,5 млн. Уже запущена первая очередь новой автоматической варницы, более современного оборудования пока нет ни на одном другом белорусском заводе. На минувшей неделе начала работать новая линия розлива, по своей мощности в два раза превышающая старую (24 тыс. бутылок в час). Новое оборудование позволит выпускать пиво, стойкость которого будет достигать 1,5 месяца. В планах - повысить ее до трех, а потом и до 6 месяцев. Но главная проблема упирается в качество белорусского ячменя, который все же не так хорош, как его характеризуют. Как говорит Аудрюс Виджис, чтобы сварить качественное пиво, содержание белка в ячмене не должно превышать 10%, а в белорусском оно более 12%.

«Лебенбир» - светлое пиво, сваренное по немецкому «Закону о чистоте пива», который был принят в 1516г. и до сих чтится немецкими пивоварами. Согласно закону, пиво должно делаться только из солода, хмеля и воды. Прочие компоненты, например сахар, который присутствует в составе некоторых марок белорусского пива, добавляются в целях экономии сырья.

У Аудрюса Виджиса корреспондент «Белорусской газеты» выясняла, чем приходится заниматься литовской компании в Беларуси, кроме производства пива.

- Как начиналось развитие литовского пивоваренного рынка?

- Рынок начал развиваться сразу после обретения Литвой независимости в 1991г. Хлынул поток импортного пива, оно было очень дорогое, поскольку таможенные пошлины составляли 30-35%. Литовское пиво в то время было такого низкого качества, что люди готовы были платить в 1,5-2 раза больше, но покупать качественный импортный продукт. И за два года доля импортного пива выросла с нуля до 35%, а производство отечественного уменьшилось наполовину. Но потом пришли западные инвестиции, часть заводов использовали свои ресурсы, кто-то взял кредиты, наши пивовары начали очень активно перевооружаться. И за три года постепенно выдворили импортное пиво - сегодня его доля не превышает 4%.

- Есть ли разница в том, как развивается сегодня белорусский рынок и как более 10 лет назад развивался литовский?

- На 90% ситуация похожа: заводы перевооружаются, всплеск импортного пива, дорогие кредиты. Но если говорить о государственной политике в отношении пива в Беларуси и Литве, то у нас в отличие от вашей страны не было никаких ценовых ограничений, никаких планов по продажам, темпам роста. От нас тоже требовали, чтобы мы помогли сельскому хозяйству, но все-таки не так, как это происходит сегодня в Беларуси. Мы должны были покупать литовский пивоваренный ячмень, но в то же время имели возможность завозить импортный. А в Беларуси сегодня введен абсолютный запрет на ввоз ячменя и солода, и если какой-нибудь завод захочет сварить качественное пиво, он не сможет. Когда наш пивной рынок развивался, у нас было больше свободы.

Еще один очень важный момент - в Литве в период становления рынка была существенно изменена акцизная политика в отношении алкогольных напитков. В специальном законе было сказано, что государство заинтересовано в том, чтобы поощрять производство слабоалкогольных напитков и добиваться снижения выпуска крепкого алкоголя. На него акцизы были существенно увеличены, а на пиво уменьшены. Именно благодаря этой грамотной акцизной политике наш рынок стал развиваться. Именно поэтому потребление пива в Литве с 32 л на человека выросло до 78 л.

- За счет каких источников происходило перевооружение литовских пивзаводов - иностранные инвестиции, банковские кредиты?

- По-разному. Первые иностранные инвестиции пришли на завод «Калнапилис» в 1996г. - это был скандинавский холдинг BBH. За полгода после реконструкции его доля на рынке выросла в три раза и достигла 25%. Но остальные литовские заводы тоже уже «проснулись» и начали переоснащаться. И сегодня самый крупный наш завод «Швитурис», который развивался за счет собственных ресурсов и банковских кредитов, уже обошел «Калнапилис».

- В белорусской программе развития пивоварения акцент делается в первую очередь на банковские кредиты...

- Развивать завод за счет кредитов - это, конечно, привлекательный путь. Не надо зарабатывать, попросил денег - и они на столе лежат. Но это и очень опасно. Ты должен быть очень уверен в будущем своего завода, в том, что ты выбрал правильный путь, что продашь столько пива, сколько произведешь.

- Как вы оцениваете белорусские защитные меры против импортного пива?

- На мой взгляд, они необходимы. Скажем, в Германии есть заводы, которые за день выпускают столько пива, сколько во всей Литве продается за три месяца. Заводы «Балтики» не сравнимы по объемам с белорусскими, не надо забывать, что эти большие заводы имеют возможность получать дешевые кредиты, тогда как в Беларуси они обходятся дороже. Кроме того, нас обязывают закупать сегодня только белорусский ячмень, цены на который превышают мировые. В итоге себестоимость российского пива, конечно, будет ниже, чем белорусского. Так что если мы хотим, чтобы белорусское пивоварение развивалось, государство все-таки должно «придержать» защитными мерами ввоз импортного пива.

- Обязывают ли вас выполнять социальные программы?

- Просьбы о финансовой помощи на завод приходят каждый день. Например, сегодня мы обсуждали покупку трактора за довольно приличную сумму - более 50 млн. рублей. Мы все выполняем. Мы охотно даем кредиты на зерно, удобрения, авансируем производство ячменя. Но только просим, чтобы эти ходатайства как можно больше были связаны непосредственно с пивоварением. Строить ледовый дворец мы не очень хотим, потому что не думаем, что его строительство имеет отношение к тому, чем мы занимаемся.
Добавить комментарий
Проверочный код