Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (453) 13 сентября 2004 г. Экономика

ГИПЕРГАСТРОНОМЫ

13.09.2004
Ольга МИКША

Нынешней осенью в Минске откроются первые гипермаркеты - те самые объекты цивилизованной торговли, ради которых городские власти практически полностью ликвидировали мелкорозничные киоски. Однако благодаря особенностям инвестиционного климата даже при наличии широкого ассортимента цены там не будут ниже, чем в обычных магазинах.

Конкурсы на право строительства в Минске гипермаркетов горисполком провел два года назад, выставив для этого почти два десятка земельных участков в самых разных частях города. Особым спросом пользовались участки ближе к центру либо в удобном направлении, например на участок возле финской заправки претендовали четыре компании, а на некоторые, например на перекрестке улиц Чижевских - Уборевича, никто даже не подал заявку. Согласно инвестиционным договорам, первые столичные гипермаркеты - напротив автовокзала «Восточный» и в микрорайоне Сухарево - должны начать работу в конце текущего года.

ПЛАТА ТОЛЬКО ЗА КОМФОРТ?

Между тем некоторые строители гипермаркетов уже сейчас испытывают трудности: как сообщили в Мингорисполкоме, работы на перекрестке ул.Танка - Кальварийской приостановлены, а участки на Дружной - Толстого и пр-те Скорины - МКАД и вовсе не осваиваются. Причину в Мингорисполкоме сообщить отказались. Это выглядело бы странным для таких выгодно расположенных участков, если бы не два непременных условия инвестиционного конкурса - ограничение по импорту и своеобразный налог. Так, согласно этим условиям, ассортимент гипермаркета должен на 70% состоять из товаров отечественного производства, и не менее 1% от товарооборота магазин обязан ежемесячно отчислять на развитие инфраструктуры города. Понятно, что выполнение этих требований властей не позволит сделать цены в гипермаркете ниже, чем на рынках.

Именно поэтому в Минске не будет самой дешевой среди ритейлоров сети мелкооптовых магазинов Metro cash & carry, да и других представителей зарубежных торговых сетей - как французские Auchan, Carrefour, Casino, Intermarche, немецкая Real, английская Tesco, турецкая Migros, американская Wal-Mart или российские «Перекресток» и «Седьмой континент». А цены в отечественных гипермаркетах будут примерно такими же, как в действующих сейчас крупных магазинах города. «Посмотрите на «Радзивиловский» и «Европейский» - примерно такие же будут и у нас», - сказал в беседе с корреспондентом «Белорусской газеты» Константин Фальковский, гендиректор компании «Торгоптима», владеющей будущим гипермаркетом на перекрестке ул. Лобанка - Федорова.

Впрочем, такое положение дел станет открытием исключительно для будущих клиентов минских гипермаркетов. Их владельцы прогнозировали его еще на этапе составления бизнес-плана, и их это устраивало. Об этом в интервью «Белорусской газете» (см. N41 от 21 октября 2002г.) сообщил представитель компании «Арвитфуд», которая выиграла конкурс на право строительства гипермаркета на пересечении ул. Орловской - Тимирязева, предложив ежемесячно отчислять в бюджет города 2% с оборота. Тогда в компании подсчитали, что $720 тыс. в год за возможность построить гипермаркет в очень удобном месте возле финской автозаправки и перехватить большинство клиентов рынка в Ждановичах, это недорого. И уже тогда компания предполагала, что цены в их магазине будут на 5-10% выше цен рынка. «В принципе, это можно рассматривать как плату за комфорт, это допустимо, - сказал представитель «Арвитфуда». - В противном случае мы готовы два-три года поработать себе в убыток, но когда город увидит, сколько он теряет налогов с предпринимателей рынка, что он мог бы получить еще почти полбюджета, город должен будет поддержать гипермаркеты».

КОЗЫРЬ БИТ

Напомним, конкурсы по привлечению инвесторов для строительства гипермаркетов стали началом кампании по зачистке города от киосков, по версии городских властей, в рамках упорядочения мелкорозничной торговли и защиты прав потребителей. Предполагалось, что на смену киоскам придут гипермаркеты - с сертифицированной продукцией, низкими ценами и дополнительным сервисом. Спустя два года в городе практически не осталось киосков, и горожане вынуждены покупать необходимую мелочевку в магазинах или откладывать покупку на конец недели для поездки на один из трех крупнейших рынков города.

По замыслу городских властей, гипермаркеты должны стать для минчан еще более удобными, чем мелкорозничные рынки. С точки зрения местоположения и сервиса это, вероятно, так и будет, однако для большинства потребителей главным фактором остается цена. А с учетом требования властей и сложившейся конъюнктуры сделать ее ниже, чем на рынках, гипермаркеты просто не смогут.

Чтобы иметь низкую наценку на товары в гипермаркете, владельцам приходится провести серьезную предварительную работу. Едва ли не самое главное, это организация поставок: нужно заключать долгосрочные договоры с поставщиками и получать от этого значительные скидки. По словам Максима Недякина, директора по закупкам и продажам ИП «Белвиллесден», владеющего будущей сетью гипермаркетов «Гиппо», закупки осуществляются департаментом закупок и продаж в головном офисе компании: «Мы ориентируемся на прямые поставки от производителей или первых импортеров, но не исключаем возможности работы с оптовыми посредниками. Все зависит от предлагаемых нам условий и готовности удовлетворять разумным требованиям». По словам Недякина, к настоящему времени заключено более 300 договоров с крупнейшими поставщиками и производителями.

Для долгосрочных договоров необходима предоплата, которая предполагает наличие значительных оборотных средств. Если их нет, нет гарантий и скидок, которые позволяли бы делать минимальные наценки и держать конкурентные цены. Так, торговая наценка в первом «Гиппо» будет дифференцирована по разным товарам от 5% до максимальных торговых надбавок (впрочем, будут и специальные цены на акции). Примерно так же формируются ассортимент и цены на товары в первом действующем в Беларуси строительном гипермаркете «Декорум». По словам представителя торгового управления «Декорума», конкуренция со стороны расположенного неподалеку рынка стройматериалов ощущается лишь по нескольким позициям. При этом Фальковский резонно отмечает, что закупочные цены у белорусских производителей заметно выше, чем у российских, польских или литовских, у которых закупают торговцы на рынке. Важно иметь отлаженные поставки, чтобы не держать большой склад и всегда иметь заявленный ассортимент, но добиться этого удается далеко не всегда.

Таким образом, если будущие гипермаркеты предложат свой товар по цене, обычной для минских универсамов, т.е. примерно на 20% выше, чем на рынке в Ждановичах, смысла делать здесь крупные покупки для большинства горожан не будет. Соответственно, будет потерян и главный козырь гипермаркетов - большой товарооборот. Частично это признали и сами будущие владельцы: через два года представитель компании «Арвитфуд» в беседе с корреспондентом «Белорусской газеты» называл гипермаркеты не иначе, как гастрономами: «Разве с площадью торгового зала в 3 тыс. кв. м можно сделать оборот?»

Конечно, даже гастрономы, тем более такие большие, будут исправно приносить прибыль своим владельцам. А те мечтают о полной ликвидации рынков мелкооптовой и розничной торговли. Однако очевидно, что оставшиеся в живых крупные рынки Минска никто закрывать не собирается.

СПРАВКА «БГ». По данным Мингорисполкома, гипермаркет на перекрестке пр-та Рокоссовского и ул. Ванеева «Гиппо» (открытие намечено на 1 ноября 2004г.) по бизнес-плану обойдется в $5,8 млн. и будет иметь общую площадь в 13,7 тыс. кв. м, площадь торгового зала - 5,7 тыс. кв. м. Два других гипермаркета этой сети (планируются к вводу в 2005-06гг.) будут иметь общую площадь 23 тыс. кв. м (торговая - 7 тыс. кв. м) - магазин на ул. Алибегова - Рафиева; 47 тыс. кв. м (торговая - 10 тыс. кв. м) - на ул. Притыцкого - Кунцевщина. Гипермаркет на перекрестке ул. Лобанка - Федорова (открытие намечено на 1 декабря 2004г.) обойдется в $3,2 млн. и будет иметь общую площадь 6,2 тыс. кв. м (торговую - 3,8 тыс. кв. м). Гипермаркет удобен для покупателя и выгоден для владельца. Это магазин самообслуживания под очень большой крышей (площадь торгового зала обычно составляет не менее 10 тыс. кв. м), где можно купить практически все необходимое в хозяйстве - от продуктов до сантехники и бытовой электроаппаратуры по более низким ценам, чем в обычных магазинах. Однако несмотря на небольшие торговые наценки, хозяин такого магазина зарабатывает на огромном обороте: ассортимент гипермаркета достигает нескольких десятков тысяч позиций, а количество посетителей превышает 10-15 тыс. ежедневно. Удобства системы гипермаркетов уже успели оценить жители всех соседних с Беларусью стран, да и наши сограждане имели возможность приобщиться к благам цивилизации во время поездок в сопредельные и дальние страны. Вероятно, скоро еженедельные закупки в двух шагах от собственного дома могут стать нормой и для минчан. Кроме двух гипермаркетов, которые откроются в этом году, ведется строительство объектов на пересечении ул. Кижеватова и Корженевского, Орловской и Тимирязева, пр-та Дзержинского и ул. Уманской, Могилевского шоссе и Минской кольцевой автодороги. Планируется, что эти торговые центры будут сданы в эксплуатацию в 2005г. На более дальнюю перспективу запланированы площадки на пересечении улиц Орловской и Богдановича, Бехтерева и Партизанского проспекта, а также два объекта на перекрестке ул. Притыцкого - Кунцевщина и ул. Алибегова - Рафиева, которые вместе с магазином возле автовокзала «Восточный» составят первую белорусскую сеть гипермаркетов под названием «Гиппо».
Добавить комментарий
Проверочный код