Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (453) 13 сентября 2004 г. Экономика

МОЛОДОЙ ТИГР НУЖДАЕТСЯ В ГИГИЕНЕ

13.09.2004
Ярослав РОМАНЧУК

В начале сентября Всемирный банк опубликовал доклад «Бизнес в 2005г.», в котором дан ответ на ключевой вопрос: в какой стране мира дешевле и безопаснее делать бизнес? Выводы доклада для Беларуси вновь малоутешительны.

В прошлом году из 145 стран мира, проанализированных ВБ, 58 улучшили деловой климат, дерегулировали бизнес и усилили институт частной собственности. Чемпионами по реформам стали Словакия и Колумбия, где введен электронный способ регистрации новых предприятий, упрощены процедуры получения кредитов и приняты гибкие законы о рынке труда. По мнению авторов доклада, такие простые меры «ведут к созданию новых рабочих мест для женщин и молодежи, поощряют развитие частного предпринимательства в рамках экономической политики и способствуют экономическому росту».

НА ДНЕ ДЕЛОВОГО МИРА

За прошлый год страны с развитой экономикой осуществили в три раза больше реформ инвестиционного климата, чем бедные страны. Менее трети бедных стран начали реформы делового климата, да и то, сосредоточившись лишь на упрощении правил входа на рынок и создании системы регистрации кредитов. Практически ни одна бедная страна не пошла на либерализацию рынка труда (упрощение процедуры приема на работу и увольнение), продолжая игнорировать институты банкротства, без которого очищение экономики от инвестиционных ошибок, в первую очередь государственных, невозможно. Основной автор доклада ВБ Симеон Дьянков считает, что «несовершенное законодательство о банкротстве ведет к уменьшению выдачи коммерческих кредитов: в 50 странах кредитор может ожидать получить обратно не более 20 центов с каждого вложенного доллара, после того как должник объявляет себя банкротом».

По этому показателю Беларусь - на дне делового мира. С фирмы-банкрота в нашей стране с каждого доллара долгов можно взять только 11,9 цента. Для сравнения: в странах ОЭСР с высоким доходом этот показатель составляет 72,2 цента с доллара. Так что операции с «киданием» кредиторов через искусственное банкротство в Беларуси более правдоподобны, чем в любой другой стране с рыночной экономикой.

Авторы доклада делают вывод, что «из-за различных административных процедур предпринимателям в бедных странах в два раза сложнее создать компанию, заниматься предпринимательской деятельностью и ликвидировать компанию, чем в странах с развитой экономикой. Более того, предпринимателям в бедных странах доступно в два раза меньше способов защиты прав на недвижимое имущество, чем предпринимателям в странах с развитой экономикой».

Бедные страны, которым остро необходимы новые рабочие места, рискуют еще больше отстать от богатых, вступающих в фазу активной либерализации и дебюрократизации. Создание новой компании в любой из развитых стран требует в среднем выполнения шести процедур. Это занимает около 27 дней и стоит 8% дохода на душу населения. В бедных же странах надо выполнить 11 процедур, потратить 59 дней и заплатить сумму, равную 122% дохода на душу населения.

Как выглядит на этом фоне Беларусь? Чтобы зарегистрировать у нас бизнес, надо выполнить 16 процедур, на что уходит 79 дней. При валовом национальном доходе (ВНД) на душу населения $1590 (ВНД = ВВП минус чистые налоги) регистрация стоит чуть более $400.

Один из выводов доклада следует выделить особо: «Вхождение страны в список сорока лидирующих стран, законодательство которых содержит наименьшее количество барьеров для ведения предпринимательской деятельности, ведет к увеличению годового экономического роста на 2,2%». Поскольку Беларусь имеет один из самых антипредпринимательских климатов в мире, то мы ежегодно теряем $600-900 млн. ВВП.

Таблица

КЛИМАКТЕРИЧЕСКИЙ БИЗНЕС-КЛИМАТ

Беларусь входит в группу стран с доходом ниже среднего. ВНД у нас $1590 при среднем показателе по региону $3047. Для сравнения: ВНД в странах ОЭСР - $25773. «Серая» экономика в РБ достигает 48,1% ВНД, что значительно выше среднего показателя по нашему региону (37,7%) и в разы больше, чем в ОЭСР (16,8%).

Процедур, необходимых для регистрации бизнеса, у нас на 7 больше, чем в среднем по Европе и Центральной Азии, и на 10 больше, чем в ОЭСР.

Индексы условий рынка труда, определяющих, насколько легко нанять или уволить человека, - это показатели от «0» (полный либерализм) до «100» (самое жесткое регулирование). Индексы оценивают наличие неполной занятости, контрактов с фиксированной датой, требования по рабочему времени, условия труда, а также наличие закона о минимальной зарплате. В Беларуси все индексы имеют худшие значения, чем средние по региону. Индекс сложности найма на работу у нас составляет 33 балла, в регионе - 31,3 (в ОЭСР - 26,2), в Казахстане, России, США и Сингапуре этот индекс составляет 0. Индекс жесткости рабочего времени: Беларусь - 60, регион - 51,5, ОЭСР - 50, Новая Зеландия, США и Сингапур - 0. Индекс сложности увольнения: Беларусь - 70, регион - 42,3, ОЭСР - 26,8. Наконец, по индексу жесткости приема на работу Беларусь имеет 54, регион - 41,8, ОЭСР - 34,4.

Далеко не блестяще мы выглядим и по критерию «регистрация собственности», демонстрирующему, количество процедур, необходимых для передачи права собственности от продавца к покупателю. Беларусь требует прохождения семи процедур; в среднем по нашему региону - 6; ОЭСР - 4. В бурно растущем Китае - лишь 3. В Беларуси исполнение семи процедур длится 231 день, в регионе - 133 дня, в ОЭСР - 34.

Критерий «получение кредита» включает индекс эффективности права. По нему Беларусь имеет 5 (10 - лучший показатель) при среднем по региону - 5,4, в ОЭСР - 6,3. По индексу информации о кредите (от 0 до 6) Беларусь имеет оценку 3 при среднем индексе по региону 2, в ОЭСР - 5.

Индекс раскрытия информации для инвесторов или прозрачности включает в себя семь параметров: информация о семье, косвенная собственность, собственность бенефициара, правила голосования акционеров, аудит и заверение финансовых отчетов предприятия, наличие законодательного требования назначения внешнего аудитора, публичная доступность информации о собственниках и финансах. По семибалльной шкале (7 - максимальная открытость) Беларусь имеет один из самых плохих показателей в мире – 1, в среднем по региону - 3, в ОЭСР - 5. Лидеры по установлению прозрачных правил игры на рынке - Литва, Ирландия, США.

Наконец, по критерию «ликвидация бизнеса» оцениваются время и издержки проведения ликвидационной процедуры (затраты на юристов, адвокатов, оценщиков и т.д.). Ликвидация бизнеса в Беларуси длится 5,8 года при средней продолжительности по региону 3,3 года и 1,7 - в странах ОЭСР. Индекс возмещения долгов с ликвидируемого предприятия у нас один из самых худших в мире. При ликвидации кредиторы могут рассчитывать только на 11,9 цента с каждого доллара долга, в регионе - 30,5 цента, в ОЭСР - 72,1.

МИФЫ, КОТОРЫЕ РУХНУЛИ

Доклад «Бизнес в 2005г.» содержит массу фактов и эмпирических данных, развенчивающих четыре весьма устойчивых мифа.

Миф N1. «Проведение регуляторной реформы затратно». На самом деле издержки реформ гораздо меньше, чем выгоды от них. Недавно группа нобелевских лауреатов в области экономики признала, что упрощение процедуры регистрации - самое эффективное с точки зрения сокращения затрат и стимулирования развития экономики действие. Оно важнее, чем инвестиции в инфраструктуру, развитие финансового сектора и расширение системы здравоохранения.

Миф N2. «Социальная защита требует большего регулирования бизнеса». Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия имеют одни из самых простых регуляторных систем в мире. При этом качество системы соцзащиты в Скандинавии ни у кого не вызывают сомнения, а зарегулированная экономика не способна обеспечить высокие стандарты социальной защиты.

Миф N3. «Предприниматели в развивающихся странах сталкиваются с частыми изменениями законов и правил регулирования». Предприниматели жалуются на непредсказуемость действий власти. Те в свою очередь жалуются на усталость от реформ, которые так по-настоящему и не начинались. В развивающихся странах системные реформы, в частности делового климата, крайне редки. Большинство стран десятилетиями работают по одним и тем же архаичным законам. С одной стороны, власти не знают, как улучшить деловой климат, с другой - не хотят ничего менять из-за существующей коррумпированной и забюрократизированной системы.

Миф N4. «В развивающихся странах регулирование не имеет значения, потому что система принуждения к исполнению закона некачественна». На самом деле в бедных странах практически никто не работает по закону - выполнение всех законодательных требований убивает бизнес чрезмерно высокими издержками. Предприниматели предпочитают работать в «серой» экономике, что создает существенные искажения в структуре и природе производства, подрывает устойчивость бюджета и лишает многих людей защиты их прав. При упрощении регулирования предприниматели предпочтут перейти в легальный бизнес, чтобы получить доступ к официальным кредитам и госсистеме защиты прав собственности.
Добавить комментарий
Проверочный код