Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (453) 13 сентября 2004 г. Экономика

КУКАРЕКАЮЩИЙ ТЕЛЕВИЗОР

13.09.2004
Сергей ЖБАНОВ

ОАО «Горизонт» выпала высокая честь стать первым предприятием, которое президент посетил после объявления даты референдума. Трудовой коллектив славного ОАО с неподдельным волнением продемонстрировал любимому руководителю не только новую сборочную линию, но и телевизор, способный общаться с человеком.

По информации замначальника управления маркетинга и внешнеэкономических связей «Горизонта» Алексея Радкевича, это чудо техники уже способно издавать целую серию синтезированных звуков. Например, кукарекание петуха.

К сожалению, этот звук не несет в себе большой идеологической нагрузки, а может лишь оповестить труженика о начале очередного рабочего дня. Однако модель имеет широкие перспективы, открывающиеся возможностью программирования фраз типа «Пора на референдум!» или «Голосуй сердцем!», которые станут приятным, а главное, полезным дополнением к ежедневным демонстрациям образа президента на отечественных телеэкранах.

Непосредственное знакомство главы государства с новинками телеиндустрии состоялось 9 сентября. Теплая встреча с тружениками «Горизонта» растрогала президента настолько, что он предался запрограммированным воспоминаниям: «Поддерживая «Горизонт», я исходил не из популизма. Это был точный расчет. Важно, что, принимая в те годы решение о поддержке, мы не допустили просчета».

Просчет, как выяснилось еще весной этого года из заявления главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина, допустило российское правительство, финансируя программу «Союзный телевизор»: «Мы проанализировали программу «Союзный телевизор», и, мне кажется, что это актуальная тема, но вместо создания союзного телевизора мы начали конкурировать на рынке телевизионной продукции, и в этой связи выбиваем друг друга с внутреннего рынка».

Итоги финансирования этой программы осенью 2003г. подвел госсекретарь союза России и Беларуси Павел Бородин: «Сейчас благодаря союзному бюджету эти заводы работают. В 1999г. мы выпускали 100 тыс. телевизоров в год при рынке в 5 млн. Сейчас - 1,8 млн. выпустили».

К этому можно лишь добавить, что из заявленного госсекретарем объема производства 800 тыс. приходилось на белорусские телевизоры. Поэтому Лукашенко был безусловно прав, напомнив трудовому коллективу «Горизонта», что «вот тот рынок, который мы сегодня в России, других республиках заняли, это был бы их рынок». Говоря про «них» президент, конечно, имел в виду Panasonic и Sony, а не российских производителей, которых «Горизонт» заставил потесниться на союзном экономическом пространстве.

Обрисовывая незатейливую экономическую стратегию на ближайшую перспективу, президент был откровенен перед тружениками. Надо продавать больше на внешних рынках: «Рынки сбыта есть. Спрос на телевизоры «Горизонт» увеличивается и в странах СНГ, и на Западе. Главное - людей на улицы не выгнали». Эта установка главы государства справедлива для всех крупных предприятий Беларуси: МТЗ, МАЗа, БелАЗа и т.д.

Что же касается покупок, то президент будет и дальше «ориентировать людей на то, чтобы производить и потреблять свое, отечественное».

Однако он не сказал, что по-настоящему эффективной предложенную стратегию «купи-продай» делает не разъяснительная работа среди населения, а дискриминационные меры белорусских властей по отношению российским производителям.

Об этой грустной странице в межгосударственных отношениях говорил на прошлой неделе не президент, а заместитель госсекретаря союзного государства Альберт Степанов, выступая на заседании круглого стола «Экономические связи между Минском и регионами РФ». Оказывается, основное ограничение по продвижению российских товаров на территорию Беларуси заключено в величине НДС, различной для белорусских и российских производителей. Поэтому в ценовой конкуренции российские товары проигрывают белорусским. Переход на изъятие НДС по стране назначения без выравнивания уровней налоговых ставок может только усугубить сложившуюся ситуацию.

Кроме того, в интервью «Интерфаксу» Степанов обратил внимание и на дискриминацию российских участников коммерческих тендеров в Беларуси. «Цена белорусским претендентам объявляется на 25% ниже, чем для российского участника или участника из иной страны». И это не госзакупки, где подобная практика была бы оправдана, а вмешательство государства в закупки независимых производителей.

Союзный чиновник явно не учел того обстоятельства, что любая хозяйственная независимость в Беларуси формальна. Тем более когда речь идет о товарной номенклатуре управления делами президента. Иначе Степанов не стал бы удивляться тому, что Беларусь, не имеющая собственных ресурсов рыбы океанических пород, ввела ограничения по ее импорту. Но если бы речь шла только об океанической рыбе…

Оглашая полный список российских товаров, на которые в Беларуси завышают цены, Степанов назвал табак и пиво, мыло и жидкий маргарин, после чего пришел в недружественное состояние духа и не исключил того, что России выступит с ответными мерами.

Но этим Степанову белорусского президента не запугать. Товарищ из России явно не понимает, что вся политическая линия Александра Лукашенко подчинена высоким социальным целям, а не всеобщему наслаждению низкими ценами. «Моя забота - сделать так», - заявил президент на «Горизонте», - чтобы у людей глаза светились. Я так давно думаю, это не популизм, это моя работа».

И нет сомнений, что эта задача президенту по силам. Ведь телеэкраны в Беларуси уже светятся и даже кукарекают, ожидая новых свершений.
Добавить комментарий
Проверочный код