Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (451) 30 августа 2004 г. Визави

РАБСКИЙ КОНТРАКТ

30.08.2004
Елена АНКУДО, Ольга МИКША

Годовые контракты в системе образования стали заключать относительно недавно, и отношение к ним в учительской среде до сих пор четко не оформилось. Имевшие место протестные настроения не принимали каких-либо заметных форм вплоть до нынешнего лета. Весной замдиректора Центра творчества детей и молодежи «Эврика» Фрунзенского района Минска Светлана Дубовик отказалась подписывать контракт без предоставления ей материальной компенсации, полагающейся по закону, и была уволена. Однако, будучи уверенной в собственной правоте, она подала иск на районное управление образования с просьбой восстановить на работе в прежней должности, взыскать с ответчика зарплату за время вынужденного прогула и возместить моральный ущерб в размере 3 млн. рублей. Районный суд в иске отказал, однако Дубовик намерена продолжать добиваться правды. О последствиях введения контрактной системы среди преподавателей корреспонденты «Белорусской газеты» беседуют со Светланой ДУБОВИК и старшим инспектором по кадрам управления образования администрации Советского района Аллой МИКЛУШ.

Светлана ДУБОВИК: «КОНТРАКТ ДЕЛАЕТ ПЕДАГОГА РАБОМ»

- Почему вы отказались заключать контракт с работодателем?


- Я не отказывалась подписывать контракт. Просто решила потребовать, чтобы контракт был заполнен в соответствии с Трудовым кодексом. По закону мы работаем по долгосрочному трудовому договору, и в соответствии с ним я имею все, что мне необходимо для работы. Контракт, который мне предложили подписать, никак не изменяет моих условий работы, кроме одного, но очень существенного: через год меня могут уволить без объяснения причин, просто по истечении срока контракта. Так зачем же мне подставлять себя, полностью зависеть от любимой мозоли начальника, если я спокойно могу доработать до пенсии по долгосрочному трудовому договору?

- Если вы не отказывались подписывать контракт, чего же вы требовали?

- Если я теряю столько прав, в частности рискую своей работой за год до пенсии, то резонно потребовать, чтобы меня заинтересовали. В декрете президента черным по белому написано, что в соответствии со ст. 32 Трудового кодекса наниматель имеет право перевести работника на контракт по определенным причинам - «обоснованным производственным, экономическим или организационным причинам».

В типовом контракте перечислены только пункты из законодательства. Я с ними согласна и подписываюсь под каждым из них. А вот в пунктах, которые касаются не законодательства, а условий моей работы, - прочерки. Контракт должен предусматривать нечто большее, чем законодательство, иначе зачем его дублировать? Это конкретные условия, улучшающие или стимулирующие мою деятельность. А получается, что все пункты, которые могли бы улучшить мою деятельность, в контракт не входят. В условиях моей работы контракт ничего не меняет, в обязанностях нанимателя - тоже. Меняются только права: мои - грандиозно сужаются, а наниматель получает право распоряжаться моей судьбой по собственному усмотрению.

- Если вы квалифицированный и ответственный работник, почему вас пугает краткосрочный контракт?

- Да, я квалифицированный специалист, профессионал и потому не вижу нужды подписывать этот контракт, раз абсолютно никаких изменений в моей работе, кроме полной зависимости, не произойдет. Меня он ни к чему не стимулирует, так же, как не стимулирует тысячи людей, которых сейчас в системе образования скопом переводят на контракт. Учитель сможет работать лучше, только если ему для этого предоставят хорошие условия.

- Повысят зарплату?

- Кстати, зарплата - не самое главное условие. Если условий нет, то и вдвойне зарплату заплати, а человек лучше работать не сможет. Чтобы хорошо работать, педагогу нужны современные учебные пособия, современная оргтехника, методическая литература. В него надо вложить много денег. До определенного этапа преподаватель может расти сам, а потом для этого нужны условия. И контракт этому не помощник.

- Контрактная система повысит дисциплину?

- В системе образования для нерадивого педагога есть механизм стимулирования - аттестация. Ее никто не отменял. Если человек не соответствует своей должности, его отправляют на аттестационную комиссию, которая оценивает его профессионализм. Когда педагог не прислушивается к рекомендациям комиссии, его, на мой взгляд, следует перевести на контракт.

- Вы предлагаете сделать контракт чем-то вроде наказания и устрашения.

- А это уже угроза и наказание! Человек, который зависит от администратора, знает, что перспектив нет - у него всего лишь год. Такой контракт сведет на нет любую инициативу и критику. Я знаю, что сейчас по закону мой начальник может уволить меня, только если я пьяница, прогульщик или не прошла аттестацию. Контракт же позволяет уволить без объяснения причин.

По телевизору реклама идет: почувствуй себя рабом один раз, и ты останешься им на всю жизнь. Контракт делает педагога рабом, не давая ему взамен ничего. Знаете, что меня больше всего возмутило в выступлении ответчика на суде? «Мы дали Дубовик целый день к отпуску и 1% к зарплате, и она еще уперлась, она не подписала! 325 человек не получили даже этого и подписали!» Процент к моей зарплате - это 1700 рублей, и они еще приводят это как аргумент! Но это же нонсенс, людей попросту надурили! Декрет президента, на который постоянно ссылаются, говорит, что наниматель не обязан, а лишь имеет право перевести работника на краткосрочный контракт; а далее, в п.2.5 - при переводе на контракт наниматель должен (не имеет право, а уже должен!) предусмотреть минимальную компенсацию до 50% надбавки к жалованью и пять дней к отпуску.

Стыдно мне не затребовать исполнения своих элементарных прав, если я 10 лет учу детей защищать эти права.

- Образование - бюджетная сфера, где постоянно не хватает денег. И увеличить контрактникам зарплату даже на 1%, не говоря уже о 50%, казна позволить себе не может…

- Согласна, но это не проблема работника. Есть закон, который обязывает нанимателя сделать так, а не иначе, и есть Конституция, которая защищает мое право на труд. А если у нанимателя не хватает ресурсов, пусть снова действует по законодательству: переводит не скопом, а тогда, когда это действительно необходимо и для этого есть условия. В системе образования постоянно не хватает средств, сокращаются кадры. Но мы не бьем себя в грудь: дайте нам больше всех! Люди работают в этих условиях и будут работать, потому что понимают: в такой ситуации надо животы поджать и пояса подтянуть. Чтобы держава росла, крепла и цвела. Но тут же тебя пытаются закабалить с одной лишь целью: заткнуть рот.

- У кого в кабале оказывается учитель?

- Строго говоря, окончательное решение судьбы - за нанимателем, управлением образования районной администрации. Но наниматель высоко и далеко. А свой директор или завотделом - вот он, рядом. Решение принимается с подачи непосредственного начальника. Как известно, не подмажешь - не поедешь. И если раньше «подмазывать» надо было раз в пять лет, то теперь постоянно, чтобы не забыл через год продлить тебе контракт.

Учителя плюнут на творчество, у них будет одна задача - угодить начальству. Сейчас школа может подняться только либо за счет капитальных вложений, либо за счет творчества и энтузиазма. Но энтузиазм на рабской зависимости не растет - только на свободном волеизъявлении.

- Возможно, контракт как один из инструментов рыночной экономики должен повысить конкуренцию на рынке труда преподавателей и позволить школам выбирать самых лучших?

- Это было бы неплохо. Но с каждым годом детей становится на тысячу-полторы меньше, а учителей сколько было, столько и остается. Так что конкуренция тут растет и без контракта. Кроме того, среди учителей существует своеобразный естественный отбор. Не секрет, что судей у педагога много: дети, родители, директор, РОНО. Иногда получается так, что для проверяющих из управления образования учитель - плохой, а для детей и родителей - хороший. Самое интересное, что и те, и другие правы. Просто проверка считает, что он работает по старинке, не пользуется современными методиками, а родители говорят: зато наши дети знают предмет.

- Так нужны ли сейчас контракты в системе образования?

- Думаю, что в принципе не нужны. Хотя бы потому, что сейчас при переводе на контракт закон соблюсти невозможно: нет финансирования, чтобы заинтересовать людей материально, а энтузиазма контракт не прибавит. Люди будут сидеть и думать, как бы через год не вылететь с работы. Контракт на год просто будет держать человека в страхе, способствовать не расцвету творчества и инициативы, а конкуренции в исполнительском рвении по выполнению указаний сверху, торжеству конформизма и принципа «не буди лиха, пока тихо». Не мной сказано, что конформист способен воспитать лишь себе подобного, нетребовательного, добросовестного послушного исполнителя или того хуже - беспринципного приспособленца и карьериста, а не общественно активную творческую личность и порядочного человека, как того требует концепция воспитания детей и подростков.

СПРАВКА «БГ». Светлана Дубовик в 1974г. окончила филфак БГУ по специальности «преподаватель русского языка и литературы». Во время учебы работала на ПО «Горизонт». В 1974-82гг. - старшая пионервожатая в СШ N130г. и преподаватель русского языка. С 1982г. - методист Дома пионеров Фрунзенского района, с 1988 по 2004 гг. - замдиректора по учебной и методической части Центра творчества детей и молодежи «Эврика» Фрунзенского района.

Алла МИКЛУШ: «НА УЛИЦУ НИКОГО НЕ ВЫБРАСЫВАЮТ»

- Что изменится с введением контрактной системы в школе?


- Мы ожидаем повышения профессионального уровня преподавателей. Контракт подстегивает людей: они стали более ответственно относиться к работе, хотя, конечно, когда заканчиваются сроки контрактов, многие волнуются. Спешим успокоить всех: если человек нормально работает, если, скажем, не пьет на работе, у него нет прогулов, то и вопросов к нему возникнуть не должно. А негативное отношение некоторых учителей к контрактной системе наблюдается исключительно по той причине, что введена она недавно, привыкнуть к ней не успели и, как все новое, воспринимают с недоверием. И совершенно напрасно: страны Европы, Америка давно пользуются такой практикой, для ее граждан контракт - это норма. Для нас же норма пока другое - сидеть на одной работе десятки лет, даже если особой отдачи от тебя нет. Возможно, введения контрактной системы и боятся именно специалисты невысокого уровня. Профессионалу же опасаться нечего: если с ним по каким-то причинам и не продлят контракт, он найдет работу в десятке других мест или даже приобретет другую специальность.

- На какой срок заключаются контракты?

- От года до пяти. Срок определяет наниматель - директор школы. Он лучше остальных знает профессиональные и личностные качества своих сотрудников, ему легче определить, сколько учителю работать, с кем можно было бы и расстаться.

- Трудно ли было до контрактной системы уволить учителя?

- Это и сейчас непросто. Несомненно, в какой-то степени контракт дал директору несколько большую свободу: он может не придираться к подчиненному, с которым у него возникли осложнения, а просто дождаться срока окончания контракта. Замечу, что и у преподавателя, к которому возникли вопросы, есть время подумать, что именно в его работе не устраивает руководство. Но даже если избежать ухода будет невозможно, соблюдается буква закона. В случае, когда все оформлено правильно, вопрос решается быстро.

- По каким причинам уходили из школ учителя, нанятые по контракту? Сколько уволили?

- Как правило, спор возникает из-за педагогических нагрузок - кому-то недостаточно отведенных часов, а кому-то, наоборот, много. Впрочем, даже если между нанимателем и его сотрудниками происходит конфликт, его пытаются решить по обоюдному согласию. Что же касается статистики, мы ее не ведем. У каждой школы своя кадровая работа, спорные вопросы мы решаем только в том случае, когда к нам обращаются.

- И часто обращаются?

- Случается. Директора просят разъяснить тонкости заключения контрактов - их интересуют юридические вопросы. Хотя контракт типовой, он все же пишется под конкретного человека - ведь у каждого учителя разные ставки, нагрузка, рабочий день. Бывает, нагрузка меняется, приходится составлять дополнительное соглашение. Иногда учителя предпенсионного возраста волнуются, дадут ли им доработать. Мы ведем разъяснительную работу, чтобы они не боялись контрактов. Если учителю осталось до пенсии 3-5 лет и к его работе нет каких-то особых претензий, с ним, конечно, заключат контракт на этот срок. На улицу никого не выбрасывают.

- На контрактную систему переведены все учителя?

- Подавляющее большинство. Есть люди, с которыми контракты временно не заключаются, к примеру, это женщины, находящиеся в декретном отпуске. С ними контракты подпишут после выхода на работу. Сами же директора школ работают по контрактам уже три года. За все это время я не припомню случая, чтобы контрактная система хоть как-то нарушила права человека.

- Трудно ли учителю устроиться в минскую школу? Есть ли сегодня вакантные места или учителя «стоят в очереди»?

- В Минске наблюдается определенный дефицит учителей математики и физики. В этом году в школы Советского района пришли только два математика и два физика из числа молодых специалистов. Куда делись остальные - неизвестно. А вот учителей русского, белорусского языков, начальной школы устроить не можем. Сейчас в Минске наблюдается такая тенденция: выпускников вузов гораздо больше, чем реальных рабочих мест. Даже для специалистов с сильными знаниями иногда не хватает работы. Контрактная система должна урегулировать и эту проблему.

- Пенсионеров попросят уступить места выпускникам?

- Нельзя утверждать так однозначно. Многое зависит от директора школы. Кто-то, возможно, не захочет расставаться с хорошим профессионалом, пусть ему и немного за 60. А кто-то попробует сделать ставку на молодых, горящих желанием работать, внедрять новые методики. К каждому конкретному человеку - особый подход. Есть ведь и такие, что хотят «отсидеть» рабочие часы. Поэтому основное внимание уделяется не контракту, сам по себе он ничего не дает. Главное - специалист.

СПРАВКА «БГ». Алла Миклуш в 1982г. окончила факультет технологии машиностроения БПИ. Работала в конструкторском бюро точного электронного машиностроения. В 1992г. окончила Академию управления при президенте РБ. С 2002г. - старший инспектор по кадрам управления образования администрации Советского района. Воспитывает дочь.
Добавить комментарий
Проверочный код