Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (451) 30 августа 2004 г. Радости жизни

ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ СЕЗОН

30.08.2004
Дмитрий ДОНСКОЙ

Любят у нас взять одну тему и муссировать ее до тех пор, пока она не начнет вызывать стойкий рвотный эффект у подавляющей массы здорового населения. Это почему-то называется «идеологической политикой», хотя, если разобраться, ни к идеологии, ни к политике зачастую отношения не имеет. На ближайший год «красной тряпкой» станет годовщина победы в Великой Отечественной войне. Следующий театральный сезон обещает быть самым «военным» за все существование независимого белорусского театра.

Даже в советские времена как-то умели соизмерять количество пропаганды с реальными возможностями ее усвоения населением. Ныне настала пора валовых показателей, причем не только в производстве, но и в идеологии. Получив указания с самого верха, наша официальная культура взяла под козырек и начала исполнять их с пылом религиозного фанатика. Каждый театр в обязательном порядке должен представить нечто к юбилею Великой Победы.

НЕФОРМАТНАЯ ПАНОРАМА

Театральный фестиваль, который состоится в октябре в Минске, тоже приурочили к юбилею. Многие, вероятно, подумают, что речь о фестивале «Открытый формат», который с большим успехом прошел в Минске в прошлом году. Ан нет! Место «Открытого формата» заняла «Панорама». Не та, которая на Первом национальном телеканале, а театральная… Неизвестно, будет ли БТ отсуживать харизматический бренд у театралов или, наоборот, сделает фестиваль театральным филиалом своих буффонад, но еще одной «Панорамой» в Беларуси стало больше.

История фестиваля любопытна и поучительна. В прошлом году драматург Андрей Курейчик придумал провести в Минске фестиваль «Открытый формат», принес наработки директору Купаловского театра Геннадию Давыдько, который идею похвалил, но посетовал на отсутствие денег. Тогда Курейчик нашел продюсера Владимира Ушакова и уломал его профинансировать приезд ряда коллективов, драматургов и режиссеров, в качестве спонсоров привлек несколько известных брендов, организовал бесплатную полиграфию, телерекламу, обеспечил участие в фестивале пяти минских театров. Огромную часть работы взял на себя проект «Виртуозы сцены». Купаловский театр предоставлял площадку (естественно, не безвозмездно) и обеспечивал взаимодействие с госорганами. Казалось, триумвират организаторов просуществует вечно. Но далее состоялось совещание президента с деятелями культуры. На фоне нытья большинства бонз от культуры доклад Геннадия Давыдько выглядел столь впечатляюще, что глава государства немедленно взял фестиваль под державное крыло, каковое выразилось в $100 тыс. прямых госдотаций и изменение состава учредителей.

С этого момента и Курейчик, и Ушаков стали ненужными. Пока первый был на стажировке в Америке, а второй в Москве, сформировали новый оргкомитет, целиком состоящий из администрации Купаловского театра и разного рода чиновников. От названия «Открытый формат» перешли к «Панораме». Наполнение фестиваля решено сделать более традиционным и благопристойным, отказавшись от опасных экспериментов. Открывать фестиваль планируют «Эриком XIV» Валерия Раевского, в программе много спектаклей о войне: «Рядовые» Алексея Дударева, «Лейтенант Володька», «Баллада про любовь», «Навечно в памяти» и др. Любопытно, как удастся совместить девиз фестиваля «Театр против насилия» со спектаклями «Царь Эдип» или «Ромео и Джульетта», где убийств и увечий на единицу времени больше, чем в голливудских боевиках? Да и художественное раскрытие темы войны трудно вообразить без насилия.

Приехать на фестиваль отказались и мастерская Фоменко, и МХАТ им. Чехова, и Малый театр, и «Современник», и Рижский театр, т.е. почти все, кого приглашал новый оргкомитет. Москву будет представлять только Владимир Мирзоев с Театром Станиславского, приглашенный Курейчиком, да коммерческий мюзикл «Иствикские ведьмы».

Впрочем, одна традиция «Открытого формата» сохранилась: хорошему театру белорусов снова будут учить литовцы. В прошлом году фестиваль закрывался «Вишневым садом» Някрошюса, в нынешнем - «Ромео и Джульеттой» Оскара Коршуноваса. И на том спасибо.

ГЕНЕРАЛЫ

Национальный театр им. Я. Купалы. Главный драматический театр страны в новом сезоне порадует нас премьерой пьесы «Ивонна» польского концептуального автора Гомбровича. Над спектаклем работает Александр Гарцуев. Другой купаловский режиссер Владимир Щербань готовится поставить пьесу современного британского драматурга Тома Стоппарда. Пьеса замечательная, но в последние годы Беларусь вступила во всевозможные международные конвенции по защите авторских прав. Если ситуацию с авторскими правами в области аудио- и видеопродукции удалось как-то сдвинуть с мертвой точки, то уничтожение бесшабашного пиратства в отношении западной драматургии - дело грядущего сезона. Постановка пьесы без разрешения Тома Стоппарда, который известен особенно жестким поведением в таких случаях, скорее всего, приведет к огромным штрафам и серьезному международному скандалу. Хотя, может быть, это единственный способ приучить театры к тому, что за все надо платить, а за качественное и импортное - платить много.

Главным событием грядущего сезона обещает стать возвращение в Купаловский Николая Пинигина. Его уход многими любителями театра воспринимался как невосполнимая потеря для отечественного искусства. Зимой Пинигин должен начать репетиции спектакля «Сымон-музыка». Удивительно, что режиссер, постоянно работающий в питерском БДТ, московском Вахтанговском театре, антрепризах, решил ставить школьную белорусскую классику. Есть надежда на продолжение ряда постановок, признанных гордостью белорусского театра: «Тутэйшыя», «Идылiя», «Сымон-музыка».

Национальный театр им. М.Горького. Во втором национальном ждут приезда аксакала российской режиссуры Аркадия Каца, который несколько лет назад поставил в театре удачную комедию «Волки и овцы» по Островскому. На этот раз мэтр замахнулся на «Земляничную поляну» Ингмара Бергмана с Ростиславом Янковским в главной роли. Худрук театра Борис Луценко займется новой версией «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта.

Кроме того, театру грозит стать местом проведения самого интересного театрального эксперимента будущего сезона. Уже в октябре при нем откроется молодежная студия импровизаций «Кукушкины дети». Возглавляет проект молодой режиссер Павел Харланчук, основу нового коллектива составляют молодые и бесшабашные выпускники Академии искусств. При их огромной энергии, таланте и фантазии можно ожидать целого фейерверка ярких и неожиданных спектаклей.

ПРАПОРЩИКИ

В остальных государственных театрах пока не намечается ничего экстраординарного, за исключением «новичка» - Театра белорусской армии. Свой первый сезон он откроет в октябре спектаклем по военной пьесе Алексея Дударева «Ты помнишь, Алеша» в постановке режиссера Марины Дударевой в сценографии Дударева-младшего. Второй премьерой станет «Ромео и Джульетта», намеченная на октябрь. Она особенно интересна в сравнении с гениальным спектаклем Коршуноваса по шекспировской пьесе, который будет представлен почти в это же время.

ПАРТИЗАНЫ

Прошлый сезон был сезоном педантичного уничтожения антрепризы в Беларуси. Практически прекратили прокат спектаклей «Малый театр» Игоря Забары, «Альфа Концерт», театр «InZest» Вячеслава Иноземцева и проект «Виртуозы сцены» Владимира Ушакова. Все они в один голос заявляют, что новые условия проката делают фактически невозможным существование частных антрепризных театров. Из-за боязни налоговых преследований крупные организации предпочитают «не светить» доходы и перестают спонсировать частные театры. А безумная плата за гастрольные удостоверения, высокая цена аренды и неспособность населения покупать дорогие билеты делают показ спектаклей стопроцентно убыточным.

В грядущем сезоне будет сделана, вероятно, последняя отчаянная попытка возродить независимый театр. Владимир Ушаков, проживающий большей частью в Москве, видимо, в ауре тамошних романтических иллюзий решился на проект «Современный художественный театр». А Николай Пинигин готовит спектакль под великолепного актера Георгия Волчека по тексту Гришковца «Дредноуты». Вследствие удушающей любви государства к антрепризам премьера последнего скорее всего состоится не в Минске. Единственное, чему научились чиновники от культуры за последние годы, - это уникальная способность хоронить талантливые спектакли…
Добавить комментарий
Проверочный код