Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№34 (451) 30 августа 2004 г. Экономика

СТРАХОВЩИКАМ ПРЕДПИСАНО СВОРАЧИВАТЬСЯ

30.08.2004
Сергей ЛОПАТИН

К обнародованию Комстрахнадзором данных о состоянии отечественного страхового рынка в первом полугодии нынешнего года пришло время подвести первые результаты «ползучей» реформы отечественного страхования. Концепции этой реформы как таковой не существует, однако можно попытаться сформулировать ее основные постулаты на основании докладных записок экономического помощника президента, чьи идеи были воплощены в целом ряде законодательных актов.

Тезисно программа советизации белорусского страхования выглядит следующим образом.

1. Страхование в Беларуси сложилось как сверхрентабельный вид бизнеса, направленный на извлечение из карманов граждан огромных денежных средств без должного контроля и участия со стороны государства.

2. Государство должно не столько регулировать страхование, сколько заниматься им непосредственно через государственные страховые организации.

3. В случае нежелания граждан страховаться в государственных страховых организациях следует вводить соответствующие механизмы мотивации (понуждения) через введение новых видов обязательного страхования.

4. Нужно больше обязательного страхования.

5. Обязательное страхование - основа основ национальной системы страхования. Вводится государством в тех случаях, когда страхователь не может оценить опасность наступления для него страхового случая.

6. Обязательное страхование - оптимальный способ повышения страховой культуры населения.

7. Обязательным страхованием могут заниматься лишь государственные страховщики.

8. Страховые взносы должны уплачиваться из прибыли.

9. Страховые взносы относятся на себестоимость лишь в тех случаях, когда они перечисляются государственным страховщикам.

10. Аккумулируемые страховщиками огромные денежные средства должны размещаться только в государственных банках.

11. Страхование и социальное страхование - это одно и то же. «Белгосстрах» может и должен заниматься социальным страхованием, освободив от этой функции Минсоцзащиты.

12. Страхование можно использовать для защиты национальных производителей, обложив обязательными взносами импортеров.

13. Страхование можно использовать еще много для чего.

Все вышеизложенное не выдумка и не бред. Хотя бы потому, что в той или иной мере эти положения или уже реализованы, или находятся в стадии подготовки. Комментарии излишни. Можно лишь прокомментировать первые результаты.

Казалось бы, в первом полугодии т.г. достигнут весьма впечатляющий рост страховых поступлений - 173 млрд. рублей против 96 млрд. в первом полугодии 2003г. Однако корректно было бы все же рассматривать не все страхование в целом, а только добровольное, поскольку рост объемов обязательного страхования обеспечивается не активностью самих страховщиков, а мобилизацией административного ресурса, а это уже по другому ведомству. Да и собственно, рост «обязаловки» обеспечен введением обязательного страхования от несчастных случаев на производстве (свыше 40 млрд.) и началом продаж белорусской «зеленой карты» (9 млрд.).

По добровольному страхованию рост составил 45,2%. Цифра, скорректированная на индекс инфляции (1,28), скромнее - 13,3%. Все равно, казалось бы, немало. Однако чем были обеспечены эти проценты?

В первую очередь - продажей белорусскими компаниями российских полисов ОСАГО на базе соцтрахования (6 млрд. рублей). Фактически этот бизнес был обеспечен нашим страховщикам их российскими коллегами.

Во вторую очередь - ростом поступлений по страхованию жизни и дополнительных пенсий (2,5 млрд.). В отсутствие так и не принятого по сей день специального подзаконного акта взносы предприятий по этому страхованию относятся на себестоимость на основании закона.

По основным же видам добровольного страхования, практикуемого отечественными страховщиками, отмечается существенное падение поступлений (данные скорректированы с учетом официального индекса инфляции): страхование от несчастных случаев, страхование медицинских расходов (-3%); страхование имущества предприятий (-5%); страхование грузов (-15%); страхование ответственности перевозчика (-17%); страхование имущества граждан (+ 4%).

Курс на усиление обязательного страхования с передачей права на его проведения государственным страховщикам взят исключительно с целью концентрации финансовых ресурсов для направления на реализацию государственных инвестиционных программ - такая задача поставлена перед правительством. Использовать обязательное страхование как инвестиционный источник в принципе, экономически аморально. В обязательном страховании деньги на выплату уходят «с колес», поскольку рентабельность этих видов жестко контролируется, и разумное государство никогда не допустит сколько-либо существенного разрыва между поступлениями и выплатами по обязательному страхованию. Источником инвестиций является добровольное страхование, в первую очередь страхование жизни и пенсий.

В принципе, в самом процессе сворачивания добровольного страхования власти особой проблемы не видят. Если возвращаться к практике страхования советских времен, то следует вспомнить, что советская экономика была безрисковая, плановая. И в советские времена предприятия вообще не страховались, за исключением колхозов, экономическая стабильность которых во многом зависела от погоды.

Таблица

В судорожных попытках «упорядочить насмерть» все, что связано с негосударственным бизнесом, рождаются и всерьез обсуждаются идеи об обязательном размещении финансовых ресурсов страховщиков только в государственных банках, отъема возможности страхования жизни и медрасходов и пр.

Основоположникам новой страховой доктрины стоило бы вспомнить, что сегодня не 30-е годы прошлого века, а страхование не генетика.
Добавить комментарий
Проверочный код