Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (451) 30 августа 2004 г. Экономика

ЯЧМЕННОЕ ЧУДО

30.08.2004
Марина ГУЛЯЕВА

№ 34 [451] от 30.08.04 - С обоснованным скепсисом отнеслись пивовары к поставленной еще в начале года руководством страны задаче с нового сезона варить пиво из солода, произведенного из отечественного ячменя. Напомним, что в прошлом году только 3% собранного урожая соответствовало необходимым стандартам качества. «Должно произойти чудо», - говорили специалисты. И чудо произошло. Если чудом можно считать государственное давление на отрасль и установленные цены на ячмень, превышающие мировые.

По словам директора ОАО «Оливария» Николая Дудко, «за последние восемь лет такого ячменя еще не было». Директор «Оливарии» высоко оценивает качество ячменя отнюдь не потому, что в предыдущие годы оно было настолько плохим, что урожай-2004 на этом фоне кажется очень хорошим: «Качество ячменя действительно высокое. Можно говорить о разных факторах, в том числе о благоприятных погодных условиях».

Но в первую очередь Николай Дудко ссылается на административный ресурс - «он сыграл свою роль великолепно, многие хозяйства никогда не делали столько для выращивания ячменя, как в этом году».

Правда, в отношении цен на ячмень нового урожая пивовары не склонны благодарить государство. Если в соседних России и Украине цена за тонну ячменя колеблется на уровне $110-130, то в Беларуси она составляет $180. Государство традиционно пытается разрешить две неразрешимые задачи - поддержать колхозы и добиться улучшения финансовых показателей пивной отрасли. Однако за прошедшие полгода они далеко не успешны. По официальной информации концерна «Белгоспищепром», долги белорусских пивзаводов составили 145,9 млрд. рублей и превысили дебиторскую задолженность в 4,3 раза. Основная доля долгов приходится на непогашенные кредиты - 49,5%. Падает рентабельность, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она снизилась на 4,6 процентных пункта и составила 17%.

Не блестящие полугодовые итоги отрасли, которая находится на середине этапа структурной перестройки, стали основанием для недавнего обращения руководства концерна «Белгоспищепром» в Совмин с просьбой внести изменения в реализацию программы. В обращении концерн поддерживает позицию «Приорбанка», изложенную «Белорусской газетой» в прошлом номере.

«Белгоспищепром» считает экономически обоснованным к концу 2005г. произвести не 60 млн. дал, а 37,5 млн. Когда отрасль сможет добиться сформулированной в программе, а потом озвученной президентом цифры в 60 млн. дал, в предложениях концерна не говорится. Пока делаются значительно более скромные прогнозы: обеспечить в 2006-2007гг. выпуск 43-45 млн. дал пива.

Таблица

«Разумно только то, что может произойти реально, нужно строить реальные планы, - соглашается Николай Дудко. - По программе, в этом году «Крынiца» должна увеличить объемы в два раза - это нереально! Они не смогут реализовать произведенное, потому что есть другие заводы, потому что есть российское пиво, надо оценивать ситуацию на рынке с открытыми глазами. По большому счету, отрасль только в начале пути, и без новых технологий, нового подхода к маркетингу достичь заявленного в программе роста очень сложно. Но, я думаю, в следующем году рынок будет развиваться более динамично. Наращивает объемы «Крынiца», завершают реконструкцию Речицкий и Лидский пивзаводы. Собственно, устойчиво держатся на рынке пять предприятий - «Оливария», «Крынiца», брестский, лидский и речицкий заводы. У более мелких заводов объемы производства к уровню прошлого года составили 35%, 40%, 60%, конечно, катастрофические цифры, но это реальная ситуация».

Глава Detroit Belarus Brewing Company, американского инвестора «Белорусской пивоваренной компании» (Бобруйск) Сергей Левин более оптимистично оценивает выполнение программы. Он убежден, что программа «хорошая» и даже говорит о возможности свершения белорусского пивного чуда.

- Показатели отрасли за 6 месяцев далеко не успешные, структурная перестройка отрасли тормозится, что позволяет говорить о необоснованно высоко заявленных планах.

- Я с вами не согласен - программа сама по себе хорошая. Да, отрасль не справляется с какими-то задачами, но это не значит, что программа плоха.

- Но предприятия не справляются с задачами именно из-за нереальности их исполнения…

- Президент редко ставит нереальные задачи. Ведь есть экономические советники, аналитики, которые изучают рынок, его развитие и исходя из этого предлагают задачи, которые должны выполняться. Программа развития пивоварения достаточно разумная, и я готов ее защищать, потому что наши собственные прогнозы по развитию пивного рынка Беларуси практически совпали с тем, что заявлено в госпрограмме. Это реальный план, его можно выполнять. Прошло только полтора года, есть некая инертность, опоздание. Но все еще можно нагнать.

Не надо забывать и о том, что программа разрабатывалась в 2002-2003гг., в условиях роста рынка и позитивных настроений, что, безусловно, сказалось на ее формировании. Рынок был очень оптимистичным, он рос в России, Литве, Польше, так почему он не должен был расти в Беларуси?

Первое - у нас растет экономика. Это самый главный фундамент для развития любой отрасли и пивоваренной в частности. А сегодня, мне кажется, уже ни у кого не вызывает сомнений рост белорусской экономики, подтвержденный международными институтами. Второе - происходит реальный рост доходов населения. Об этом свидетельствует рост розничного товарооборота и в первую очередь импортной продукции, которая, как правило, дороже отечественной. Третье - правительством был сделан ряд рыночных шагов по развитию пивоваренной отрасли (вспомним отмену ограничений по ценообразованию). Четвертое - денежная политика. Никогда нельзя было взять таких дешевых кредитов, как сегодня, а они реально самые дешевые в СНГ. Так, извините, что правительство не сделало для того, чтобы реализовать программу? Другое дело, само правительство не может и создать условия, и сварить пиво, и продать его! Каждый должен заниматься своим делом!

- …но с учетом реальных условий на рынке, который пока не готов к объемам продаж в 60 млн. дал, требуемых к концу будущего года! Такие объемы оправданы при соответствующем росте уровня потребления.

- Что значит «нельзя продать»? Везде кругом продают, экономическая ситуация крайне благоприятна для развития пивоварения. Почему белорус не может выпить столько пива, сколько пьет россиянин?

То, чего Россия достигла в пивоварении за пять лет, Штаты добились за пятьдесят. Пять лет и пятьдесят! Никто же не говорит, что пять лет - это нереально. Рынок сотовой связи в Беларуси развивался не так медленно, как в России, а в России не так медленно, как в Финляндии, самой телефонизированной стране.

Может быть, причина в том, что пока просто нет качественного продукта. Отрасль должна соответствовать своему потребителю, рынку, ситуации, которая на нем складывается. Я не вижу серьезных причин, которые могут помешать белорусу в ближайшем будущем пить столько пива, сколько пьет россиянин.

Давайте еще раз вернемся к рынку сотовой связи. Пять лет назад никто не мог представить, что мобильные телефоны будут доступны почти 20% белорусского населения, что является одним из лидирующих показателей в СНГ. Успех Velcom и МТС объясняется тем, что они своевременно смогли предложить рынку качественный и доступный продукт. Такие же действия должны предпринять белорусские производители. Однако заинтересованные министерства и ведомства тоже должны сделать несколько шагов. Первое - сбалансированная акцизная политика для крепких и слабоалкогольных напитков. Второе - нужно снять все ограничения по ценообразованию на пиво в розничной торговле. Третье - либерализовать доступ к рынку иностранным производителям. Четвертое - отменить налоги с оборота для производителя. И еще, что особенно важно для предприятий пивоваренной отрасли, либерализовать рынок сбора стеклянной тары, бывшей в употреблении.

- Так сколько нужно времени, чтобы реализовать программу?

- Два-три года. При условии свободной конкуренции.
Добавить комментарий
Проверочный код