Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (451) 30 августа 2004 г. Экономика

178 БУРЛАКОВ

30.08.2004
Андрей ПОДВИЦКИЙ

№ 34 [451] от 30.08.04 - В этом году правительство неожиданно быстро подготовило проект закона о бюджете на 2005г. Получился своеобразный дембельский аккорд для уходящей Палаты представителей 2-го созыва. С одной стороны, такая спешка вроде как неуместна. Если верить данным Минфина и Минстата, бюджет еще никогда не был столь полным. Спешить некуда. С другой стороны, время принятия бюджета не имеет никакого значения, потому как его в любой момент можно перекроить. Анализ налоговых поступлений этого года показывает, что власти хотят ухватить благоприятный момент, чтобы выжать еще больше налогов с 178 крупнейших бюджетообразующих предприятий (БОО).

Из 96.039 действующих в стране предприятий власти сконцентрировали свое внимание на 178, от которых зависит благополучие бюджета. Когда 0,2% предприятий обеспечивают почти 40% налоговых поступлений консолидированного бюджета, особое внимание к ним со стороны властей гарантировано. Для местных бюджетов они имеют еще большее значение. В Гомельской области 26 БОО обеспечивают 57,5% налоговых поступлений области. Огромная зависимость: при изменении конъюнктуры на товары этих предприятий область будет иметь проблемы.

Шестнадцать предприятий Витебской области наполняют областной бюджет на 48%, во всех остальных регионах - на 31-36%. Реальное значение данных предприятий для бюджета будет понятнее, если учесть все те финансовые и нефинансовые льготы, которые они получают от государства. Одной рукой местные власти и правительство раздают льготы, ограничивают конкуренцию на внутреннем рынке, снижают стоимость кредитных ресурсов, с другой - выкачивают огромные налогов.

ЗОЛОТАЯ ЛИГА» ПОД МОЩНЫМ ПРЕССОМ

Из 178 бюджетообразующих предприятий, которые можно назвать «золотой лигой» РБ, налоговые поступления увеличили 122, или 68,5%. Еще больше - 129 компаний - обеспечили рост выручки. Щедрая господдержка для 78 предприятий сопровождалась превышением темпов роста затрат над темпами роста доходов; 120 компаний обеспечили рост прибыли. Удивительно, что даже в «золотой лиге» белорусской экономики 16 предприятий понесли убытки и только 100 смогли увеличить фонд оплаты труда, причем самыми дисциплинированным здесь оказались предприятия Минска.

По сравнению с первым полугодием 2003г., за январь-июнь 2004г. доля налоговых поступлений от 178 предприятий «золотой лиги» выросла с 38,1% до 39,6%, по НДС их доля сократилась с 39,6% до 38,5%, по акцизам - упала с 93% до 88,8%, по отчислениям в республиканский и местные фонды выросла с 53% до 54,4% и по налогу на прибыль - с 59,7% до 63,7%. По большому счету, для всех остальных предприятий акцизы вообще можно отменить, поскольку львиную долю платят предприятия из «золотой лиги». Новые компании на подакцизные товарные рынки власти не пускают. Отсюда такая сильная концентрация базы для акцизного налога. Резкое увеличение поступлений по налогу на прибыль - это не только результат улучшения качества управления предприятием, но и следствие ужесточения регулирования затрат.

Таблица

ДЕРЖАТЬ СЛОВО - НЕ В ТРАДИЦИИ

Прошлогоднее обещание правительства снизить налоговое бремя не выполнено. Во всех регионах предприятия «золотой лиги» увеличили объем налоговых платежей - от 2,5% в Витебской до 33,2% - в Гомельской области. Поскольку правительство не приняло ни одного нормативного акта по снижению налоговой нагрузки, то и предприятия оставили за собой право не выполнять задания по увеличению качества управления госактивами. Лидерами по росту затрат являются 16 БОО Витебской области, допустивших рост затрат на 40,1% при росте доходов от реализации на 40,8%. Лучше других справились с затратами 22 бюджетообразующие организации Гродненщины. Они являются аутсайдерами по темпам роста доходов от реализации (только 9,3%), но увеличили затраты только на 6%.

Так что задание правительства сократить затраты предприятия «золотой лиги» проигнорировали. При растущей налоговой нагрузке и ценах на энергоресурсы, неизменно высоких затратах работы на рынке сделать это практически невозможно.

Отметим еще один показатель - стремительные темпы роста налоговой базы для налога на прибыль. В целом по 178 предприятиям «золотой лиги» она выроста на 55%. Лидером здесь являются 25 организации Могилевской области. Для них этот показатель увеличился на 319,1%. Неужели резко закончились льготы по налогу на прибыль? Ресурс данного источника доходов бюджета на следующий год сильно ограничен. Все, что можно было выжать, выжали в этом году. В бюджетных предложениях Минфина на следующий год речь о снижении ставки налога на прибыль или изменении порядка его уплаты не идет.

МАЛО СТАБИЛЬНОСТИ

В разрезе областей есть основания опасаться за финансовую стабильность Витебской области. Почти половину местного бюджета формируют БОО. При этом за первое полугодие 2004г. они допустили падение поступлений по НДС на 8%, по акцизам - на 12,2%. Тем не менее власти не посчитали нужным снижать оборотные налоги, поступления по которым в Витебской области выросли на 31,4%, что является абсолютным рекордом страны в первом полугодии. Снижение платежей по НДС, подоходному и оборотным налогам допустили предприятия «золотой лиги» Минской и Могилевской областей. В целом поступления по оборотным налогам увеличились на 9% при росте доходов от реализации на 23,1%. Ни один регион Беларуси не может похвастаться стабильной бюджетной базой. Даже Минск, который поглощает большую часть бюджетной помощи и является центром притяжения частного капитала, может столкнуться с серьезными бюджетными проблемами, если столичные власти увеличат фискальную и административную нагрузку на 44 минские бюджетообразующие организации.

Так что белорусская экономическая модель с ее «золотой лигой» казенных предприятий идеально подходит для сохранения сильной централизованной политической власти. Мощный номенклатурный и силовой ресурс легко трансформируется в рост валовых показателей и наполнение бюджета. Тем не менее устойчивым такое развитие никак не назовешь.
Добавить комментарий
Проверочный код