Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (451) 30 августа 2004 г. Экономика

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ...

30.08.2004
Сергей ЖБАНОВ

Правительство и Нацбанк обеспокоены слабой динамикой инвестиций, направляемых на технологическую модернизацию отечественного производства.

Благодаря президенту мы пребывали в уверенности, что «проблемы с инвестициями, особенно иностранными, в Беларуси нет». Однако по странному стечению обстоятельств на минувшей неделе эта безмятежная тема оказалась в центре внимания правительства и Нацбанка.

Например, «Интерфакс» сообщил, что премьер Сергей Сидорский озаботился замедлением темпов роста инвестиций в основной капитал и потребовал от членов правительства объяснений по поводу едва заметного июльского снижения темпов роста. Если за полугодие прирост этого показателя составил 21,7% к аналогичному периоду 2003г., то за семь месяцев - 20,3%.

В Нацбанке на такие мелочи не реагируют, а напротив, отмечают настоящий бум инвестиционного кредитования, сообщает ПРАЙМ-ТАСС. За первое полугодие белорусские банки выдали инвестиционных кредитов на 45,4% больше, чем год назад. Поэтому Нацбанк больше волнует не объем инвестиций, а их качество.

Нацбанк даже направил письмо в правительство, где не только признает наличие проблем в инвестиционной сфере, но и видит их в привлечении «инвестиций в основной капитал на инновационной основе и недостаточном привлечении иностранного капитала в целях обеспечения технологической модернизации». Тем самым эксперты Нацбанка хотят подтолкнуть правительство к мысли, что иностранные инвестиции (в отличие от внутренних) - это не очередная порция денег, а денежные средства, несущие реальные новые технологии производства.

Однако за первое полугодие 2004г. доля иностранных инвестиций в общей их сумме снизилась до 2,5% против 3,3% за этот же период прошлого года. Остальная сумма инвестиций идет, как правило, на восстановление изношенных основных фондов. Такая статистика приводит Нацбанк к неутешительному выводу: «В стране отсутствует эффективный механизм привлечения иностранных инвестиций». В то время как для модернизации производства «к 2005г. Беларуси необходимо обеспечить чистый приток инвестиций на уровне $0,9-1 млрд., или 4-5% ВВП».

Чтобы инвестиции шли не на сохранение производственных мощностей, а на их интенсивное развитие, Нацбанк предлагает набор мер, которые помогут превратить стихийный «бум инвестиционного кредитования» в рациональную «активизацию инвестиционной деятельности». В этих целях Нацбанк намерен стимулировать привлечение иностранных инвестиций путем установления «ежегодных заданий по привлечению прямых иностранных инвестиций на чистой, а не валовой основе».

Нужно прямо сказать, что масштаб и радикальность предложения не поражает воображение. Очевидно, что данное рационализаторское предложение делалось не в расчете на иностранного инвестора, чутко реагирующего на малейшее изменение в системе республиканских отчетных показателей, а на руководителей белорусских предприятий, которые будут вынуждены откорректировать статистику в нужном ракурсе.

Гибкость избранного подхода подтверждается результатами расчетов индекса бизнес-климата, производимых в Нацбанке на основе опроса руководителей 1268 предприятий, работающих в промышленности, транспорте, строительстве и торговле. Результаты последнего расчета, приводимые ПРАЙМ-ТАСС, показывают, что число руководителей предприятий, оценивающих текущее состояние и ожидаемые изменения бизнес-климата в Беларуси как «положительные», на 25,6% превысило число тех, кто констатирует и ждет негативных сдвигов в экономической конъюнктуре. Впрочем, исходя из динамики инвестиционных кредитов, выдаваемых белорусскими банками, результат исследования был вполне предсказуем.

В целях ускоренной модернизации производства нашим органам госрегулирования стоит собирать впечатления не местных, а иностранных бизнесменов, уже присутствующих на белорусском рынке. Но это скользкий путь, грозящий идеологически неверными выводами, не стыкующимися с несгибаемой позицией Александра Лукашенко по вопросу привлечения иностранных инвестиций.

Кстати, проводя на прошедшей неделе совещание по оценке инвестиционных предложений МГК «Итера», белорусский президент напомнил основные правила собственной концепции привлечения иностранных инвесторов. По оценкам президента, их количество равно «примерно 20». Пожалуй, эта цифра стала единственным свидетельством позитивной трансформации инвестиционных взглядов главы государства, поскольку в рекламных глянцевых журналах, заманивающих инвестора в Беларусь, до сих пор насчитывалось только 12 доводов, по которым непременно нужно привезти деньги в республику. В остальном - непоколебимость катехизиса.

Любой зарубежный инвестор должен твердо запомнить правила президента, которые «чисты и прозрачны»: «Мы примем только те предложения, которые выгодны нашему государству». Это прежде всего. На втором месте по приоритету интересы трудовых коллективов: «Главное при этом - не выбросить людей на улицу». А интересам инвестора вполне естественно отводится почетное третье место.

В целом президент не против того, «что в Беларусь идут крупные бизнесмены и солидные предприниматели, для нашего государства, как и для любого другого, - благо», но зарубежные капиталисты должны знать, что «хорошо работающие предприятия в Беларуси не акционируются и не приватизируются». Пусть начинают все с нуля и зарабатывают, а если заработают, то «мы будем просить, чтобы оставляли здесь прибыль. Не хотят - это их прибыль, мы заставить их не можем это делать».

Если согласны с этими условиями, то пришедшим на белорусский рынок президент гарантирует защиту инвестируемых средств.

Милости просим.
Добавить комментарий
Проверочный код