Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (449) 16 августа 2004 г. События. Оценки

ПОЧЁМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА

16.08.2004
Семен НЕШАРЕТСКИЙ

Жатва в разгаре, а вместе с ней набирает силу кампания добровольных поборов, организуемая райисполкомами. Не отстает от государства и Белорусский экзархат РПЦ. В этом святом деле государство и церковь объединяет не только общая цель сбора денег, но и общее место встречи с предпринимателями - здание администрации Центрального района Минска.

В этом намоленном месте на прошедшей неделе состоялись два собрания: одно во вторник, а другое в среду. 10 августа представителей бизнеса, зарегистрированного на территории района, просили оказать шефскую помощь в уборке урожая 2004г., демократично предоставляя при этом право выбора формы помощи: людьми, техникой, а лучше всего единовременным переводом денег в сумме 20 млн. рублей ($9255 в эквиваленте).

А 11 августа предприниматели, еще не успевшие определиться с формой помощи колхозам и свыкнуться с мыслью о неизбежном расставании с означенной суммой, были вынуждены в актовом зале райисполкома ознакомиться с не менее заманчивым предложением, поступившим из уст самого митрополита Минского и Слуцкого Филарета, патриаршего экзарха всея Беларуси.

Владыко Филарет был величественен и добродушен, а потому уделил предприимчивым прихожанам почти час драгоценного времени. Он напомнил присутствующим, что у нас по Конституции церковь не отделена от государства, а находится в режиме «соработничества» с различными ведомствами и существует на добровольные пожертвования верующих.

Сколько верующих находится в аудитории, к каким конфессиям они принадлежат и почему должны помогать именно РПЦ, а не иудеям, например, или католикам, Филарет объяснять не стал. Но справедливо заметил, что церковь имеет устав, позволяющий ей заниматься хозяйственной деятельностью, доходы от которой целиком уходят на убранство храмов, организацию священнослужений, содержание духовенства, утвари и книг, не позволяя рассчитывать на прибыль. После этого он пожаловался коллегам по бизнесу, что и с церкви требуют налоги, даже с продажи крестиков, а потому экономическое положение у нее «не ахти какое». «Искажением жизни» назвал Филарет мирские заблуждения о богатстве церкви.

В некотором смысле он прав: лучшие времена (1996-97гг.), когда церковь могла торговать нефтью и приобретать валюту на бирже по смешным ценам, позади. Поэтому никто из предпринимателей, независимо от места ведения бизнеса, не застрахован от получения делового предложения РПЦ. Например, вот такого содержания: «Приход храма Святителя Николая Чудотворца Могилевской епархии белорусской православной церкви просит Вас оказать материальную помощь приходу восстанавливаемого храма в виде предоставления льготного тарифа на внутрисетевые разговоры между указанными ниже номерами телефонов, необходимого для оперативного решения вопросов строительства храма и ежедневного служения Богу по требам прихожан. Молитвенно благодарим и просим Подателя всех благ Господа о даровании благословенных успехов в личной и общественной жизни». Вот что крест животворящий делает!

Патриаршему экзарху Беларуси не приходится особо надеяться на всех святых и, сидя в резиденции, ждать чуда, искушая и себя, и Господа леностью и пустыми упованиями: «в этом году не удалось получить дотации от государства, но надеемся получить в следующем». Потому как «государство в лице президента по-доброму относится к церкви. Но мы не намерены обременять бюджет государства строительством».

В стране 1260 приходов, после перерегистрации их число возрастет. Только в Минской епархии насчитывается 318 приходов, пять из них не могут начать богослужения: нет места. Непонятливым митрополит напомнил знаменитую фразу Сталина, прозвучавшую на XVII съезде ВКП(б), более известном как «съезд победителей»: «Кадры решают все!»

Но то не была угроза или скорбное воспоминание о незавидной доле победителей. Все гораздо проще: нужно готовить не только звонарей и прочий техперсонал в училищах и семинарии. Пора развивать Минскую духовную академию, воспитывающую служителей высшей иерархии. Однако академия только называется Минской, а находится в монастыре деревни Жировичи Слонимского района Гродненской области. Уж больно далеко от столицы, а потому туда профессура не едет.

Владыкой был помянут и почивший в бозе ЕГУ, готовивший богословов и теологов (преимущественно из числа девиц). Между тем, нужны перспективные кадры для священнослужения из числа молодых людей. «Интеллектуальная церковь», по мнению Филарета, «полезна для государства». Настала пора интенсифицировать процесс воспитания и образования. Уж больно велик нравственный ущерб «от распоясавшегося ТВ» (неужели Его Высокопреосвященство столь критически относится к отечественным телеканалам?) и от сомнительных учреждений, разлагающих неокрепшие души заблудших овец.

Видимо, поэтому Его Высокопреосвященство мгновенно откликнулся на инициативу Олега Попкова, главы администрации Центрального района Минска, предложившего организовать встречу Филарета с предпринимателями района, названными владыкой «доброхотами». Только проектно-изыскательские работы для сооружения здания академии потребуют 430 млн. рублей, а перечислено пока всего 160 млн. Само строительство впереди. Бизнесменам предложено об этом хорошенько подумать, а чтобы мысли их продвигались в нужном направлении, рекомендовано ознакомиться с банковскими реквизитами Минской епархии. Глава администрации Центрального района по-мирски развил и усилил мысль владыки: «Письма мы вам направим».

При выходе участникам деловой встречи в целях нравственного очищения был предложен раздаточный материал, содержавший: 1) «Минские епархиальные ведомости» N1 за 2004г.; 2) текст Соборного слова VIII Всемирного Русского народного собора; 3) свод нравственных принципов и правил хозяйствования, принятый на соборе.

Знакомство с содержанием последнего документа должно было окончательно укрепить бизнесменов в мысли, что только «отсутствие культа денег раскрепощает человека и делает его внутренне свободным». Для полного освобождения от культа денег надо просто участвовать во всех совместных акциях церкви и государства. И будешь абсолютно внутренне свободен.
Добавить комментарий
Проверочный код