Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (449) 16 августа 2004 г. Sexus

КАВКАЗСКИЕ ПЛЕННИЦЫ

16.08.2004
Клара РЯБИНИНА

Сватовство - штука, конечно, хорошая. Но скучная. «Выходи за меня замуж». «Давай поженимся». «Прошу руки вашей дочери». Звучит мило, но без куража. Даже если мы для себя давно решили, что именно этого, и никого другого, мы потащим в загс, все равно окончательное решение предлагается принять нам. Не зря вся эта история называется «сделать предложение», а не, предположим, «поставить перед фактом». А мы, грешные, и без того всю жизнь сами принимаем решения. В том числе в выборе мужчин. И как же хочется, чтобы, как в кино или в романах, джигит лихо подхватывает тебя и перебрасывает через седло, при этом лошадь не останавливается ни на секунду и скачет себе дальше, неизвестно куда, где от тебя уже ничего не зависит, потому что джигит, лица которого ты не успела рассмотреть, уже все за тебя решил…

Самое удивительное, что все это бывает не только в кино. Недавно я побывала в горах Северного Кавказа, в тех самых местах, где невест до сих пор крадут. И где девушки всегда сохраняют бдительность, чтобы случайно не оказаться похищенной тем, кто совсем не мил.

К примеру, моя знакомая Залина была похищена действительно без всякого на то желания. Она училась в педагогическом, а потенциальный жених был парнем деревенским. Залина мечтала о большой городской школе, а вовсе не о высокогорном селе без телефонов и прочих коммуникаций. Она категорически не хотела жить в деревне. И на всякий случай по вечерам из дома не выходила. Зато по дороге в институт и из института была совершенно спокойна: в городе, среди бела дня опасаться, казалось, нечего. Именно на это и рассчитывал Султан, похитив невесту неподалеку от института. Султан и его друзья затолкали Залину в автомобиль и повезли домой к похитителю. При этом, по иронии судьбы, проезжали мимо ее дома, где на крыльце курили братья девушки. Если бы она могла закричать, подать знак, братья тут же бросились бы в погоню, потому что пока девушка не замужем, ее защищают братья. Но друзья Султана заставили Залину пригнуться, зажали рот перчаткой и, проезжая мимо дома, даже немного притормозили и перекинулись с братьями парой фраз о погоде. Этим все было решено…

- Ну и как ты решилась? - спрашивала я. - Ты же его не любила!

- Мусульмане - фаталисты, - объясняла Залина. - И я подумала: так было угодно Всевышнему. Значит, в конце концов полюблю.

- И как, полюбила?

- Ой, сейчас даже не представляю, что могла быть такой дурой и сопротивляться…

Государство, разумеется, умыкание невест не поощряет. Это догосударственный обычай. А в современной России принято, чтобы во всех субъектах федерации, включая мусульманские, все было, «как у людей»: заявление в загс, трехмесячное ожидание для «проверки чувств» и, наконец, свадьба. Но темпераментные кавказские мужчины ждать не хотят. Как правило, для умыкания невест существуют определенные дни недели: предположим, вторник и четверг, потому что свадьба обязательно должна пройти в воскресенье. Значит, должно остаться несколько дней на ее подготовку. Вероятность отказа кавказцы вообще не предусматривают. Говорят, что всегда найдутся необходимые аргументы. Многие девушки просто не желают возвращаться после ночи, проведенной вне дома, когда у них еще есть время на размышления. Не потому, что девушка будет считаться опозоренной - это исключено, родственники в доме жениха будут беречь ее как зеницу ока. Такова традиция. Но есть опасность, что вернувшаяся домой девушка обретет репутацию переборчивой и привередливой («И чем он ее не устроил? Красавец-джигит, добрый, работящий - сама не поймет, что ей нужно…»), и тогда выйти замуж будет уже труднее. Это как многочисленные записи в трудовой книжке в советские времена, по которым вычисляли «летунов». А один мой знакомый рассказывал, что ему невеста попалась весьма принципиальная и сразу же сказала категоричное «нет». Пришлось использовать легкий шантаж: «Я решил, что ты будешь моей женой, значит, все равно не отпущу. Но подумай сама: твои братья рванутся тебя освобождать, мои братья придут на помощь мне, завяжется перестрелка… А если вдруг кого-нибудь убьют? Тогда кровная месть… Пожалей хотя бы наши семьи!» Испугавшись возможной кровной вражды, девушка сдалась. Сейчас у них трое детей и невероятно нежные отношения, вызывающие зависть окружающих. А начиналось все так агрессивно. Хорошо, что действительно до стрельбы не дошло.

Не надо думать, что горские девушки вообще лишены права выбора. Ни один мулла не объявит пару мужем и женой, если девушка говорит, что не согласна. То есть пока готовится свадьба, у нее есть несколько дней, и если в последний момент она вдруг решает, что не хочет замуж, то просто сообщает об этом мулле. И все - свободна, может возвращаться домой к родителям и братьям. Без всякой стрельбы.

Впрочем, кавказские мужчины не только темпераментны, но и весьма прагматичны. И необходимость непременного умыкания невесты объясняют вполне утилитарно: «Если пойти свататься, то родители невесты начинают слишком многого требовать. А если ты ее крадешь, ты и диктуешь условия. Как только она оказалась в твоем, а не в родительском доме, только твое слово является решающим». Вот так… Оказывается, не только из-за любви, но и из экономии увозят джигиты красавиц-горянок. Зато нет предела их щедрости по отношению к собственным невестам, женам, родственникам и друзьям.

Абсолютно все мои собеседницы рассказывали о том, каким сюрпризом для них было умыкание: «Ой, я же ничего не знала… Я вообще думала, что ему не нравлюсь… Так удивилась, вообще не сразу поняла, что произошло…» Но в большинстве случаев это не что иное, как кокетство, потому что женскую интуицию никто не отменял. И 99% невест твердо знают если не дату умыкания, то по крайней мере будущего похитителя. Впрочем, женскую мудрость тем более никто не отменял. И потому никогда в жизни джигит, ставший мужем, не узнает, что, оказывается, каждый его шаг был просчитан и никакой тайны в намерениях жениха не было. А зачем? Пусть гордится собой. Он же не будет утруждать себя размышлениями на тему, почему это вдруг избранница начала гулять вечером одна, хотя раньше без братьев вообще из дома не выходила. Он, конечно же, будет думать, что это чистая случайность, приправленная его личным везением и хитростью. Но мы-то знаем, как оно было на самом деле...

После умыкания и скорой свадьбы жизнь женщины меняется. Ее больше не волнуют вопросы добывания денег, устройства быта и прочие, так прочно въевшиеся в нашу с вами кожу проблемы. Это муж обязан предоставить ей все необходимое. А жена может быть спокойна: у нее будет все. Потому что слишком сильны на Кавказе родовые связи, и быть бедным - значит бросать тень на собственный род: будто бы родственники жадные и помочь не могут. Обеспечить достойную жизнь своей семье для кавказского мужчины дело чести.

С другой стороны, ослепительные горские красавицы быстро увядают. Может быть, по той же причине? Успокоенность ведет к расслабленности и потере тонуса. А мы, пусть загнанные, бегающие по делам, озабоченные постоянной мыслью «где бы еще заработать», всегда в тонусе. И увядать у нас просто нет времени. Мы слишком заняты и потому забываем, что с годами вообще-то положено стареть. А может, это я просто придумываю аргументы в пользу нашего образа жизни из зависти к счастливым горянкам? Ведь никто так и не похитил ни разу за всю жизнь, никто не стукнул по столу и не сказал «все равно ты останешься со мной»... Ведь иногда мы приходили сами, ибо в нашу сторону джигиту было лень даже шаг сделать... И вот этот покорный приход, схваченное на пустынной улице такси, мысль «спасибо, что хотя бы позволил приехать», мы никак не можем себе простить... И еще. Такое же, только утреннее такси, которое снова пришлось ловить самостоятельно…

Моя подруга, с которой мы путешествовали по Северному Кавказу и слушали рассказы счастливых кавказских пленниц, однажды сказала: «Ну вот, мы здесь уже три дня, а нас до сих пор никто не украл! Пойдем вечером гулять по поселку?» Но гулять по поселку вечером мы не пошли. И нас так никто и не украл. Мне очень жаль, что на эту тему я могу рассуждать, как самый что ни на есть теоретик. А как было бы весело написать об этом же, но только под рубрикой «Испытано на себе»!..
Добавить комментарий
Проверочный код