Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (437) 24 мая 2004 г. Арт

ПОП-ПОТОП ИЛИ ВОЛНЫ «АТЛАНТИКИ»?

24.05.2004
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Белорусская поп-музыка начала формироваться в независимые 90-е, но слишком редко напоминала о себе до начала нового тысячелетия, оставаясь в тени монстра постсоветской эстрады. Разница между ними ощущается сразу: музыка, текст, аранжировка любой эстрадной песни выдают наличие серьезного отечественного музыкального образования и желания создать современное поп-произведение. Результат заведомо отстает от своего времени минимум лет на пять благодаря тому, что его автор, аранжировщик и исполнитель об этой самой поп-музыке имеют очень туманное представление: их учили творить по канонам советской эстрады 80-х. Нарушается один из главных постулатов поп-музыки (если, конечно, не считать ретро), согласно которому она должна быть максимально современной.

КАК МЫ ПОПАЛИ

Конечно, когда-то это была модная музыка. Если помните, в начале 90-х появилась целая плеяда первых независимых поп-звезд (Александр Солодуха, Лика Ялинская и др.), которые, по сути, отличались от представителей советской эстрады лишь случайностью своего попадания на сцену и налетом скандальности, но никак не сильными голосами. Песенный же материал был прежним, т.е. эстрадным.

Каким-то новым этапом стало появление в 1994г. группы Elegant Company. Попытка изобразить евродэнс с местным привкусом (тогда это громко называлось «техно») имела определенный спрос. Но все же первым по-настоящему серьезным успехом белорусской поп-музыки следует считать прорыв других представителей белорусского евродэнса - дуэта «Ди-Бронкс и Натали». Мощный хит «Энергия любви», выпуск альбома «Зона всемирной вечеринки» (1997) в Москве на PolyGram Russia (нынешний Universal Music Russia) - и популярность на всем постсоветском пространстве…

Ставка на Россию тогда была единственно правильной: если по нынешним оценкам отечественный шоу-бизнес находится в зачаточном состоянии, то что уж говорить о тогдашней ситуации. А поп-музыке без шоу-бизнеса никак. По этой же схеме (через Москву) попыталась работать группа «Лето», ставшая первым серьезным фиаско отечественной поп-музыки. Выпуск дебютного альбома «Краски ушедшего лета» (2000) престижной российской компанией Real Records закончился ничем.

В возможность существования белорусского шоу-бизнеса и независимой поп-музыки нас заставила поверить группа «Краски», которая отправилась завоевывать Москву лишь после тотальной победы в родных краях. Они первыми из независимых поп-исполнителей без влияния госструктур и богатых мужей объехали со своими концертами всю Беларусь, а в 2001г. по продажам кассет и компакт-дисков с дебютным альбомом «Ты уже взрослый», по неофициальным данным, обошли первый альбом «Тату» «200 по встречной».

После столь оглушительного успеха в Беларуси на некоторое время наступило затишье. К сожалению, набравший за это время популярность Кирилл Слука так ее до сих пор и не материализовал (контракт в Москве и собственная безынициативность в выпуске записей), а Ирина Дорофеева при всей активности рекламы была скорее попыткой реванша со стороны «эстрадников».

Взрыв последовал в 2003г. С одной стороны, к этому времени на опыте дистрибуции российских проектов был отработан отечественный механизм продаж лицензионной музыкальной продукции. С другой - сыграли свою роль пресловутые 50% белорусской музыки на радио. С третьей - нельзя недооценивать персоналии. Исполнителей появилось много, но безусловным лидером 2003г. следует считать Алексея Хлестова - никто из отечественных поп-музыкантов не смог сравниться с ним по количеству радийных хитов и продаж аудионосителей с дебютным альбомом «Ответь мне, почему». Впрочем, рекорд «Красок» он все равно не побил.

Если говорить о годе текущем, то очень вероятно, что в отечественной поп-музыке он пройдет под знаком группы Atlantica. За последние шесть месяцев благодаря двум песням («Behind The Destiny» и «Strangers») этот коллектив совершил прорыв из тотальной неизвестности в безоговорочные лидеры радийных хит-парадов и ротаций, заставив поверить в возможность ситуации, когда белорусскую поп-музыку чрезвычайно сложно отличить от западной. Теперь дело за материализацей и развитием успеха. Ждать осталось недолго: на июнь намечен выпуск сингла, на осень - полноценного альбома.

«ПРИ ЖЕЛАНИИ ДОБИТЬСЯ СВОЕГО МОЖНО ДАЖЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ»

Дуэт Atlantica составляют два давних друга - Алекс и Димитр. У первого, композитора и вокалиста группы, на счету музыкальное образование по классу фортепьяно. Второй с детства увлекался гитарой, на которой и играет в группе. Третьим (и незаменимым!) участником коллектива является его продюсер - программный директор радио Unistar Павел Барановский. У него за плечами школа с музыкальным уклоном, хоровое пение и минский иняз. Именно его перу принадлежат все тексты песен.

- Почему поп-музыка?

Алекс
: - Я не могу сказать, что мы настолько сильно привязаны именно к поп-музыке. Если говорить о вкусах, то я, например, люблю ту же группу Metallica. Вопрос в том, что в будущем мы можем и отклониться от нынешнего звучания - я не думаю, что это будет нечто экстремальное, но кто знает, может, и к року придем. Для меня как автора музыки поп-стилистика - та вода, в которой я себя чувствую комфортно. Это «наше» - то, что нам нравится, та музыка, на которой мы росли.

- Поп-музыку зачастую обвиняют в музыкальной и текстовой примитивности…

Павел:
- Понятие «примитивность» не относится к конкретному стилю. Скажем, в нашей третьей песне «You Are The Reason», которая на днях появилась в эфире минских радиостанций, записан хор из 42 вокалистов. Специально написана аранжировка для хора в стиле соул. Такую поп-музыку вряд ли можно назвать примитивной. Примитивность может исходить от конкретного человека, автора музыки или слов. Поэтому говорить надо о недостатке талантов в поп-музыке, а не об ограниченности стиля.

- Каковы, на ваш взгляд, отличительные черты белоруссой поп-музыки?

Алекс: -
Если говорить об ориентирах белорусских поп-музыкантов, то они зачастую связаны не с Западом, где современная поп-музыка зародилась, где формируются новые направления, тенденции в области аранжировок и сведения, а с Россией, которая в свою очередь пытается подражать западной музыке. То есть мы получаем некий вторичный-третичный продукт. Мне кажется, что это скорее негативная черта, нежели позитивная.

Павел: - Важную роль играет и техническая сторона - отсутствие либо недостаток профессионализма и технических возможностей в сведении и мастеринге, потому что западная музыка в значительной степени строится на качественной обработке исходных материалов. У нас и не научились, и техники нет, что во многом связано с разницей в финансовых вложениях в музыку здесь и там. Если Голливуду дать те деньги, на которые здесь снимаются фильмы, то он сразу же захлебнется. Аналогичная ситуация с западными музыкантами.

- Но вы же смогли добиться серьезного результата…

Алекс:
- Разумеется, дело не только в ресурсах технических. Очень важны ресурсы человеческие, особенно в нашей стране. С одной стороны, это играет роль в плане понимания аранжировщиком того, что ты хочешь. С другой - в плане выбора тех ориентиров, которые ты для себя ставишь. С третьей - желания достигнуть поставленной цели. Ведь при желании добиться своего можно даже в нашей стране.

- Вопрос, который, наверное, еще долго будет вас преследовать: насколько успех группы связан с тем, что она имеет отношение к конкретной радиостанции?

Димитр:
- Да, группа имеет отношение к радио Unistar, Павел Барановский - наш продюсер. Но возьмите другие радиостанции: «Альфа», «Би-Эй», Первый канал национального радио, радио Гродно и многие другие. Мы при всем желании не смогли бы повлиять на попадание нашей песни в первые строчки их хит-парадов. Скажем больше: наши песни уже присутствуют в Литве и даже, я не знаю, как, стали предметом обсуждения на форумах радиостанций Дании.

- Английский язык - это декларация того, что вы смотрите не на Восток, а на Запад?

Алекс:
- Во-первых, это декларация того, что мы можем петь на английском, не стесняясь (смеется). Во-вторых, Atlantica - это интернациональный проект, и мы хотим, чтобы он был понятен не только в Беларуси. Опять же, высокие места группы в хит-парадах опровергают сложившееся убеждение, что в Беларуси нельзя стать популярным с англоязычным поп-проектом. Значит, проблемой других отечественных англоязычных проектов был не язык, а нечто другое.

Павел: - У нас тоже было не все гладко, каждая песня делалась по два-три месяца, с разными вариантами аранжировки. Нам хотелось бы делать их за две недели, но не получается, потому что хороший материал должен вынашиваться и делаться кропотливо. Нужно время, чтобы найти для песни подачу, найти «хук». Ведь если проанализировать записи известных западных исполнителей, то в каждой можно обнаружить свою «фишку». Каждый делает акцент на чем-то своем. Энрике Иглесиас - изначально существо не более голосистое, чем многие наши исполнители. Но он нашел свой «ход», и его слушают. Может быть, именно с торопливостью связаны недостатки современной белорусской поп-музыки, которая сейчас зачастую просто штампуется.
Добавить комментарий
Проверочный код