Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (436) 17 мая 2004 г. Визави

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К СРОКУ... ТРЕТЬЕМУ

17.05.2004
Родион РАСКОЛЬНИКОВ, Виктор МАРТИНОВИЧ

Палата представителей рассматривает за одну сессию более сотни законов. Законодательная база разбухла до такой степени, что в ней можно найти юридическое подтверждение буквально любой точки зрения. Иногда это срабатывает против власти. На прошедшей неделе экс-спикер ВС Мечеслав Гриб заявил, что в белорусском законодательстве присутствует казус, не позволяющий путем референдума снимать ограничения на третий президентский срок. В ст. 112 Избирательного кодекса Гриб обнаружил формулировку: «На референдум не могут выноситься вопросы, связанные с избранием и освобождением президента РБ». Означает ли это, что референдум по третьему сроку незаконен? Об этом корреспонденты «Белорусской газеты» побеседовали с Мечеславом ГРИБОМ и секретарем ЦИКа Николаем ЛОЗОВИКОМ.

Мечеслав ГРИБ: «ШАНСОВ У НЕГО НЕТ»

- Почему о замеченном несоответствии в законодательстве вы заявили именно сейчас?


- Пока не началось активное обсуждение того, что в стране возможен референдум, я не считал нужным об этом говорить.

- Вы сами верите в то, что Лукашенко вот-вот назначит плебисцит? Или власть просто изучает общественное мнение и пока не созрела для такого решения?

- Мне кажется, для принятия этого решения власть созрела уже давно. Но, естественно, она оглядывается и на Восток, и на Запад, где идея плебисцита не находит поддержки. Действительно, самым оптимальным для власти вариантом было бы совмещение референдума с выборами в ПП НС. Если она так поступит, то объяснит народу: мол, мы не потратили на референдум ни копейки. Избирательные комиссии в тот же самый день по той же самой смете узнают мнение народа и по вопросам, вынесенным на референдум. Очень заманчивый вариант.

- Есть мнение, что, если Лукашенко проведет плебисцит в этом году, он его непременно проиграет. Против него работает крайне низкая популярность у народа идеи третьего срока, а также множество внешних факторов. А вот если он подождет до 2005 года…

- Шансов у него нет ни в 2004г., ни в 2005-м. Если, коне или менее честно. Если же итоги голосования будут сфальсифицированы, то тут ничего не поделаешь. Нарисовать можно любой результат.

- Статья 112 Избирательного кодекса гласит, что на референдум не могут выноситься вопросы, «связанные с избранием президента и освобождением его от должности». Вам могут возразить, что допустимое количество сроков не входит в понятие «избрание».

- Да нет же, под формулировку «вопросы, связанные...» подпадает буквально все. И изменение длительности срока, и третий срок, и продление полномочий, и изменение порядка избрания. Конечно, меня насторожило то, что председатель Конституционного суда Григорий Василевич уже заявил, что никаких препятствий для референдума по снятию ограничений на третий срок нет - нужна только политическая воля руководства республики. У ЦИКа тоже нет никаких сомнений. Ну как же нет, если сомнения очевидны! В статье 112 эти слова - «вопросы, связанные с...» - являются всепоглощающими. Здесь же никакой отдушины, никакой возможности уйти нет!

- А как насчет довода о том, что Конституция - превыше любого кодекса, и никакой другой процедуры ее изменения, кроме указанной в разделе 8 - «действие Конституции РБ и порядок ее изменения», быть не может?

- В данном случае Конституция прямо отсылает нас к Избирательному кодексу. В статье 78 Основного закона написано: «Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом РБ». В Избирательном кодексе все четко и ясно записано: референдум не может решать вопросы, связанные с избранием президента. Кому тут что-то может быть неясно?

- Может, в Беларуси есть еще какой-нибудь закон, определяющий порядок проведения референдумов?

- Это исключено. Других законов, регулирующих условия проведения референдумов, кроме Конституции и кодекса, в Беларуси нет.

- Дальнейшее развитие событий легко прогнозируемо: президент издает указ о назначении референдума, ЦИК, во исполнение президентской воли, начинает его подготовку. Ни ЦИК, ни КС не обратят внимания на какие-то конституционные несоответствия. Кто поднимет этот болезненный для власти вопрос?

- Во-первых, обратить внимание на возникший казус могут депутаты. Например, из группы «Республика». Во-вторых, этим могут заняться партии, общественные организации. Кроме того, это несоответствие может обеспокоить юристов разных уровней. Да и международное сообщество вряд ли останется в стороне. Ведь все белорусские законы общедоступны для ОБСЕ и других организаций. И если референдум пройдет без изменений Избирательного кодекса, он уже заранее обречен на непризнание.

- Ваше мнение расходится с заявлениями главных толкователей закона...

- Василевич не выносил официального заключения. На какой-то пресс-конференции он просто ответил на вопрос журналиста. Но даже если бы он вынес свой официальный вердикт, его нельзя было бы считать мнением Конституционного суда. Ведь Григорий Василевич не является всем судом, он лишь его председатель.

- А как вообще в Избирательном кодексе появилась столь неудобная для президента статья?

- Когда принимался действующий Избирательный кодекс, власть захотела застраховаться от всякой возможности референдума по отрешению президента от должности или по избранию другого президента. И потому записали, что все вопросы, связанные с избранием и отстранением главы государства, на референдум выноситься не должны. Перестраховались! Никто не навредит тебе лучше, чем ты сам.

СПРАВКА «БГ». Мечеслав Гриб родился в 1938г. в Гродненской области. Окончил Львовское пожарно-техническое училище (1959), БГУ (1967). Работал инспектором милиции Плисского райисполкома Витебской области, служил в органах внутренних дел Витебска и Витебской области (1962-81). С 1981г. - начальник Управления охраны общественного порядка МВД БССР, с 1985г. - начальник УВД Витебского облисполкома. В 1990г. стал депутатом ВС. Председатель ВС РБ 12-го созыва (с января 1994г.). Под его руководством ВС принял Конституцию.

Николай ЛОЗОВИК: «ЭТО ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ»

- Как вы оцениваете участившиеся заявления о том, что власть якобы активно готовится к референдуму?


- Эти разговоры пока идут только в среде журналистов и некоторых представителей неправительственных организаций. Каких-либо запросов, консультаций или указаний, связанных с подготовкой референдума, Центризбирком не получал. Президент неоднократно прилюдно заявлял, что решение о своем участии в предстоящих выборах он будет принимать только после того, как посоветуется с народом, и строго в соответствии с Конституцией. Так как Основной закон определяет, что президент может находиться на своем посту два срока, то, соответственно, нужны изменения в Конституцию - для того чтобы действующий президент мог избираться еще и на третий срок. Мы считаем, что если такое решение будет принято, то каких-либо организационных или юридических препятствий для третьего срока не возникнет.

- Представители партий в своих прогнозах опираются на то, что референдум - дорогостоящая кампания, которую уместно совмещать с другими массовыми мероприятиями, например, выборами в ПП НС. Так ли это?

- Все массовые мероприятия, связанные с проведением выборов и референдумов, - достаточно затратные кампании. Совмещение референдума с выборами действительно позволяет обеспечить большую экономию госсредств. Но сотрудники Центризбиркома не решают вопрос о целесообразности проведения референдума или сроках его проведения. Если будет издан указ о проведении выборов или референдума, мы проведем их в установленные сроки.

- Мечеслав Гриб настаивает на том, что проводить референдум по снятию конституционного ограничения без изменения Избирательного кодекса незаконно…

- Это частное мнение Мечеслава Ивановича, не являющееся какой-то сенсацией. Вопрос о возможном проведении референдума, о сложностях, которые могут возникнуть при его подготовке, как действительных, так и надуманных, уже давно обсуждается представителями разных неправительственных организаций. В СМИ были обнародованы различные сценарии подготовки и проведения референдума. Представители партий и общественных движений обсуждают достоинства и недостатки каждого из сценариев, оценивают юридические и организационные препятствия их осуществления. Это нормальный политический процесс. Чем еще должны заниматься политики?

Однако каждый имеет свою точку зрения. 12 мая в интернет-газете «Белорусские новости» перепечатана статья Гриба о необходимости поправок в Избирательный кодекс. Там же был приведен комментарий юриста Михаила Пастухова. Так вот, Мечеслав Иванович говорит о невозможности проведения референдума на основании действующего законодательства, а Михаил Иванович ему противоречит, фактически разъясняя, каким образом без нарушения законодательства могут быть преодолены те препятствия, которые увидел Гриб. Некоторые другие юристы считают, что точка зрения Гриба вообще не обоснована. Конституция - наш Основной закон. Порядок ее изменения не может регламентироваться другими законами или кодексами, поскольку в Конституции есть раздел 8, определяющий, как можно менять Основной закон. Статья 112 Избирательного кодекса не ограничивает нормы Конституции, а, наоборот, уточняет: избрание и освобождение от должности президента не могут быть заменены процедурой референдума, который просто пролонгирует срок пребывания у власти действующего президента. То есть референдум не может отменить процедуру выборов президента. Но последнюю точку в любом юридическом споре по соответствию или несоответствию какой-то идеи Основному закону поставит Конституционный суд. Если он примет решение о проведении референдума, то расставит все точки над «i».

- Но ведь КС не наделен правом самостоятельно инициировать рассмотрение вопросов…

- Прежде чем выносить какой-либо вопрос на референдум, его в обязательном порядке нужно подвергнуть соответствующей экспертизе. В случае необходимости госорган, проводящий экспертизу, обратится в Конституционный суд. И там должны дать официальное заключение на предмет конституционной законности выносимых на суд народа вопросов. Без экспертизы вопрос на референдум ни в коем случае не выносится.

- Если завтра будет издан указ о назначении плебисцита, а никакого заключения КС по статье 112 Избирательного кодекса к вам не поступит, ЦИК будет просто готовиться к референдуму - вне зависимости от мнения оппозиции и международного сообщества?

- У нас нет права анализировать нормативные правовые акты на предмет их соответствия Конституции. Мы даже не имеем права толковать законы. В нашей компетенции - разъяснять избирательное законодательство в целях его единообразного применения. А вот выяснять, соответствует или не соответствует Конституции сам закон, должен КС.

СПРАВКА «БГ». Николай Лозовик родился в 1951г. Окончил БИМСХ, БГУ, инженер-механик, политолог. Работал мастером, замначальника цеха завода «Диапроектор» в Рогачеве, завотделом Рогачевского горкома КПБ, зампредседателя, председателем Рогачевского районного совета депутатов. Был депутатом ПП НС первого созыва.
Добавить комментарий
Проверочный код