Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№19 (436) 17 мая 2004 г. Тема недели

ЩАС СПЯЮ

17.05.2004
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

№ 19 [436] от 17.05.04 - Едва был распечатан последний красный конверт, как великое множество толерантных белорусов с горечью выдохнуло слово «облом» и, немного оправившись от удара, после 30-секундного траура приступило к поиску виноватых. На интернет-форумах и в тишине полусонных квартир (был первый час ночи) досталось всем: от власти до Господа Бога, от продюсеров НГТРК до музыкантов. «Кто крайний?» - этим типичным вопросом вместе с населением нашей страны задался музыкальный обозреватель «Белорусской газеты».

ПЕСНИ

Выдающихся произведений на «Евровидении» быть не могло по определению. За основу брались достаточно традиционные для западной поп-музыки формы и наработанные направления. Финны заигрывали с танго, Латвия - с поп-роком, Мальта - с классикой, Босния и Герцеговина - с диско. Прибавьте к этому несколько баллад от Кипра, Хорватии и Голландии, а также поп-музыку с элементами этно от Украины, Македонии, Сербии и Черногории.

Были и примеры четких ссылок на творчество конкретных артистов. Если в случае с Македонией можно говорить о сходстве с Тарканом из-за близости этнических традиций, то песня представителя Греции явно списана с Рики Мартина, а в конкурсной композиции украинки Русланы не обошлось без отголосков Шакиры. Самой нон-конформистской и, главное, интересной оказалась композиция эстонцев, которую даже сложно отнести к поп-музыке. Самой примитивной - песня Боснии и Герцеговины.

Язык английский, темы - глобально-человеческие (любовь, кровь и т.п.), тексты - минималистские (чтобы все поняли). Порой доходило до такого примитивизма, что складывалось впечатление, будто смотришь репортаж с международной «Фабрики звезд».

Среди победителей большинство составляют динамичные песни - от самых энергичных и несколько менее интересных по материалу (Украина, Босния и Герцеговина, Греция) до более мелодичных и ровных (Албания, Мальта, Македония). Сорок процентов финалистов составили участники с медленными композицими (Кипр, Хорватия, Сербия и Черногория, Нидерланды).

Наши. Песня дуэта «Александра и Константин» «My Galileo» на общем фоне смотрелась как минимум достойно. В ней достаточно гармонично сочетались европейская музыкальная основа и широкий по возможному спектру национального происхождения этнический оттенок. По темпу - быстрая, но не слишком энергичная. Один небольшой минус - «умноватый» для неанглоязычного европейца текст.

ИСПОЛНЕНИЕ

Уровень исполнительского мастерства вокалистов был достаточно разным, но среди финалистов абсолютное большинство обладает хорошими данными. Многие из них своим результатом более чем обязаны именно яркому вокалу - Кипр, Македония, Сербия и Черногория, Мальта и др.

Единственное серьезное упущение - отсутствие в финале представителя Израиля, на результат которого могла повлиять нестандартность голоса и некоторые другие обстоятельства. Самым же ярким исключением из общего правила финалистов стала Босния и Герцеговина, для представителя которой хороший вокал и не был нужен - просто сексуальный полушепот-полуголос.

Наши. Потеря голоса за день до выступления определенно сказалась, но в общем Александра спела неплохо. Кое-где поморщилась, кое-где была немного заслонена тремя мужскими бэк-вокалами из новоиспеченных «Песняров», но все же на общем фоне нормально. К тому же голосовали телезрители, для которых полутона и интонирование - неизвестные величины.

КАРТИНКА

Несмотря на то, что конкурс музыкальный, одним из определяющих факторов стала именно его визуально-сценографическая часть. Важна была степень гармонии внешности и поведения исполнителя с исполняемым произведением. У рыжего датчанина изначально не было шансов изобразить сексуального Рики Мартина, литовский дуэт, а тем более словенский, выглядели попросту нескладно. Вообще, ряд исполнителей смотрелся блекло, несмотря на сопровождение хореографических групп: слишком стандартно, плюс не очень выразительные песни и лица. Впрочем, хорошо поставленный номер помогал подать исполнителя и песню. Кто-то напирал на секс (Греция, Босния и Герцеговина), кто-то - на энергетику (Украина), кто-то - на общую эстетику (Сербия и Черногория). Неважно, на что делалась ставка - главное, чтобы был яркий результат. Кстати, едва ли не самой зрелищной оказалась не попавшая в финал великолепная группа из Эстонии.

В случае с более медленными песнями всячески обыгрывалось естественное обаяние исполнителей. При определенных обстоятельствах и один в поле воин - это стало одним из факторов успеха представителей Хорватии, Кипра, Мальты.

Наши. Это был самый слабый элемент выступления «Александры и Константина». Мало того, что песня, требовавшая мощного эмоционального подкрепления, не была достойно подана зрителю, так еще мучительно хотелось схватиться за голову при виде неряшливо одетого и нескладно размахивающего руками трио бэк-вокалистов. Единственная интересная находка - инструменталист с окариной.

ПРОЧЕЕ

Разумеется, секреты успеха не сводятся к трем вышеназванным пунктам. Важна совокупность различных факторов. Скажем, очередность выступления. В финал прошли исполнители, выступавшие под номерами 8, 10, 11, 13, 15, 18, 20-22. Итого - три из первой половины, семь - из второй. Ни один из первых семи исполнителей барьер не преодолел.

Другим достаточно непредсказуемым вопросом является влияние одних выступлений на оценку других. Очень может быть, что яркий номер эстонцев был оттенен в чем-то схожим по антуражу, но более понятным по музыке выступлением украинки Русланы. К тому же последняя еще и эффектнее самой привлекательной из пяти отнюдь не модельного вида эстонских конкурсанток, что тоже, несомненно, сыграло свою роль.

Точно так же неплохой дуэт из Литвы был перекрыт выступлением представителей Монако - симпатичнее пара, ярче голоса. Не возьмись за Рики Мартина представитель Греции, тогда бы и датчанин, оказавшийся на три позиции ниже проходной, имел бы все шансы двинуться дальше. А достаточно примитивный в музыкальном плане представитель Боснии и Герцеговины оказался «проходным» во многом благодаря тому, что его песня, будучи рассчитанной на широкую аудиторию, сильно отличалась от всех остальных - столь явно на диско никто больше не опирался.

Наши. «Александра и Константин» выступали под номером два, что в контексте вышеизложенного не сулило ничего хорошего. В стилистическом плане дорогу им никто не переходил. Недостаток международной фан-базы из-за немногочисленных зарубежных промо-поездок тоже сказался.

В ИТОГЕ

Все-таки ошибался Олег Елисеенков, когда в феврале 2003г. говорил в интервью «Белорусской газете» о песенном характере этого конкурса. Песня, разумеется, важна, как и ее хитовость, но вот только необходимо донести этот эмоциональный настрой до публики, прильнувшей к телеэкранам. Кто виноват, что «My Galileo» влетел в одно ухо и вылетел из другого, что наши музыканты не запомнились?

Для начала - был ли здесь политический заговор или закулисные игры? Совершенно определенно: нет. С подобным выступлением подняться в полуфинале выше 12-14-го места «Александра и Константин» могли только благодаря чуду.

Конечно, все можно списать на саму песню и, возможно, не совсем привычный для европейской аудитории тембр голоса Александры, но все же промахи в визуальной части выступления, за которую отвечали продюсеры во главе с Владимиром Максимковым, слишком грубы.

Виноваты ли в чем-то сами ребята? Наверное, только в полуторачасовом выступлении под кондиционерами за день до события, к которому готовились не один месяц.

* * *

Выступление белорусского дуэта в Стамбуле при трезвом анализе может подвигнуть к большей вменяемости тех, кто работал над проектом. Чего стоит история с запрещенной из-за мнимой вольности первой версией костюма Александры; вдобавок, как якобы посчитали чиновники, цветовой гаммой одеяние певицы напоминало бело-красно-белый флаг. Впрочем, по меньшей мере одной серьезной ошибки, совершенной Россией, мы избежали: своих Пугачевых и Киркоровых туда отправлять не стали. Но можно ли считать это успехом?

Результаты финала «Евровидения», состоявшегося 15 мая

1. Украина – 280 баллов

2. Сербия и Черногория – 263 балла

3. Греция – 252 балла

4. Турция – 195 баллов

5. Кипр и Швеция – по 170 баллов
Добавить комментарий
Проверочный код