Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (436) 17 мая 2004 г. Тема недели

АЛЕКСАНДРА И КОНДИЦИОНЕР

17.05.2004
Виктор МАРТИНОВИЧ

Нас чуть было не заставили поверить в то, что конкурс «Евровидение» - это «главное музыкальное событие мира», по сравнению с которым Grammy и MTV music awards - просто сборища пьяных панков. Нет сомнений: если бы «Александра и Константин» дошли хотя бы до финала, значение конкурса «Евровидение» достигло бы галактических масштабов, и оказалось бы, что именно вокруг него, а не вокруг Солнца крутится наша планета. Но, увы, белорусы оказались в самом конце списка, и уже на следующий день о нашем участии в «главном музыкальном событии мира» белорусское телевидение даже не вспомнило. Вряд ли теперь кто-нибудь даже заикнется о «Евровидении». Равно как и о «подвигах», совершенных дуэтом для того, чтобы все-таки выступить там.

Наша страна не может удивить ни высоким уровнем жизни населения, ни серьезным военным потенциалом, ни прорывами в науке, ни мудрыми управленческими решениями. В мире о нас в лучшем случае ничего не знают. В худшем - произносят слово Luckashenko, после которого разговор с иностранцами о преимуществах жизни в Беларуси можно считать исчерпанным. Вход в большинство международных структур для белорусов закрыт. Единственный способ получить доступ к трибуне с микрофоном - соглашаться на участие в незначительных мероприятиях вроде состоявшегося в прошлом году в Швейцарии саммита по информационным технологиям в странах третьего мира. Выступление белорусского президента на этом саммите было истолковано как очередной наш гигантский прорыв невесть куда.

Но такие мероприятия хороши для внутренних нужд - для убеждения бабушек и дедушек из регионов в том, что у нас есть какая-то внешняя политика.

На международный имидж страны они если и влияют, то отнюдь не в ту сторону, в какую хотелось бы: европейцам невдомек, почему это глава нашего государства тратит столько времени на заурядное мероприятие, равно как москвичам удивительно было наблюдать позапрошлогодний визит Александра Лукашенко в обычный магазин cash and carry.

А ведь очень хочется, чтобы о Беларуси иностранцы говорили не только слово Luckashenko. Или хотя бы чтобы это слово произносили с какой-нибудь другой интонацией. И тут на помощь приходят два верных помощника «закрытых» государств - искусство и спорт.

ЕВРОНЕНАВИДЕНИЕ

Сборы наших спортсменов на очередное крупное международное соревнование или подготовку наших певцов к какому-нибудь зарубежному конкурсу окружает очень странная атмосфера. Взять белорусские отзывы о работах по организации Олимпийских игр в Афинах. То представители НОКа заявляют, что оргкомитет Афин-2004 до сих пор не решил вопрос о размещении нашей делегации, то в «СБ» выходит материал «Олимпийское беспокойство», в котором констатируется, что «олимпийские Афины не выдержали очередной и, пожалуй, самый важный экзамен», поскольку «три взрыва, разрушившие на прошлой неделе полицейский участок в греческой столице недалеко от гостиниц, где во время Игр будут жить иностранные делегации, наглядно показали, чего стоят миллионы, затрачиваемые организаторами на обеспечение безопасности».

В бесконечных сетованиях на то, что «подготовка Афин… с самого начала шла наперекосяк», чувствуется не просто намек на то, что в Беларуси такие работы проделали бы четко и в срок, с соблюдением директивы N1 и правил техники безопасности. Во всех этих сюжетах, высказываниях и статьях прослеживается принципиально новое ощущение - чувство враждебности по отношению к западному миру, внутрь которого - «в логово зверя» или «в страну Желтого Дьявола» - предстоит осуществить вылазку нашим смелым ребятам.

Это чем-то напоминает сборы группки абитуриентов из далекой деревни, только что закончивших восьмилетку и собирающихся вместе выехать «у горад» на вступительные экзамены в техникум. Сельчане их увещевают: там, в том большом загадочном мире, все по-другому, преступность большая - в трамваях из карманов могут «ссобойки» повытаскивать…

Особого драматизма эти нотки достигли после недавнего заседания ПАСЕ, на котором киприот Пургуридес сделал два доклада о Беларуси. По итогам этих докладов он призвал европейские страны возбуждать уголовные дела в отношении наших чиновников, которые могут быть причастными к исчезновениям. После этого любое официальное лицо, имеющее отношение к нашей госсистеме, выехав за границу, может повторить судьбу госсекретаря союза РБ и РФ Павла Бородина, долго томившегося в иностранных застенках. Ведь кто его знает, какие причинно-следственные связи роятся в головах европейских следователей и насколько велик, в конце концов, окажется список подозреваемых.

Как ни далеки спорт и искусство, подготовку «Александры и Константина» к «Евровидению» окружала та же странная атмосфера. В репортажах, предшествовавших судьбоносной ночи 12 мая, ключевыми словами были «интриги», «коварство», «козни» и т.п. Ребята оказались в чуждом, враждебном мире, где даже кондиционеры предстают демонически хитрыми существами, пытающимися сорвать триумф нашей команды.

Так, согласно одному из репортажей, выступая на своей презентации накануне конкурса, Александра покосилась «на коварные кондиционеры, висящие всюду в отеле. Александра почувствовала опасность для своего голоса» («СБ», 12.05.2004). Когда голос пропал, музыканты обратились к медикам, и (о, ужас!) услуга оказалась платной («между прочим, прием у доктора обошелся нашей певице в $200»).

Прочтя все эти публикации, выслушав все эти драматичные репортажи, диву даешься, как наш дуэт вообще дожил до своего выступления на Абди Апекчи Арене - в этом бесчеловечном мире, существующем по законам подлости и наживы. В том, что дожили, и был их первый героический подвиг…

НОВЫЕ СТАХАНОВЦЫ

Мы живем во время героев. Все разговоры о стабильности не стоят выеденного яйца, т.к. буквально любое событие в нашей белорусской жизни является следствием чьего-то индивидуального рывка. 2004г. в Беларуси - это не безличностный брежневский застой, это самая что ни на есть героическая индустриализация, время алексеев стахановых. Личность в новейшей белорусской истории играет не просто какую-то там «роль», она играет пять ролей, причем за одну зарплату. А все потому, что подвигов первой необходимости у нас куда больше, чем героев, способных их совершить. Отсюда работа на износ.

Беларусь - страна, причисляющая себя к лидерам мирового тенниса, имеет всего двух звездных игроков. Причем надежд на то, что через пару лет им подрастет смена, нет. Потому что нет никакой смены. Точно так же, как наша хоккейная сборная долгое время держалась на игроках, имеющих предельный для этого вида спорта возраст. Вот и приходится выкладываться так, как на Западе никто и не думал.

А еще есть ответственность, которая облекается в форму полушутливых угроз, так что непонятно, что станет с виновными, если наша страна не покорит очередную заведомо недостижимую высоту, указанную ей президентом. Важный аспект этой ответственности - тотальная вовлеченность нации в поддержку «наших». Будь то истерия, нагнетаемая вокруг любых, даже самых заурядных событий (например, прошедший в Раубичах чемпионат Европы по биатлону, на который мировые знаменитости не приехали), или выставление бэк-вокалистами на «Евровидении» уже не молодых людей из госансамбля «Песняры». Всё для фронта, всё для победы!

Незаменимость наших звезд вкупе с этой ответственностью - вот две причины постоянных героических рывков, поступков «через не могу», побед, одержанных там, где цивилизованный мир обычно берет тайм-аут для восстановления сил.

Кто еще из теннисистов стал бы играть с такой травмой ноги, какая была у Волчкова? Кто еще из певцов стал бы петь сорванным голосом, как сделал это наш дуэт? Ведь, как сообщает «СБ», врачи предупредили Александру, что «она рискует навсегда потерять голос». Та, цитирует «СБ», ответила: «отступать некуда»(!). И в этом эпизоде нет мнимого драматизма или лжеромантической риторики. Там, на сцене Абди Апекчи Арены, Александре действительно было некуда отступать. Вступив в бой с собственной слабостью, со своими сорванными связками, она, по словам Константина, спела даже лучше, чем пела на репетициях. А потому будем считать что она выиграла. Вместе со всем белорусским народом.
Добавить комментарий
Проверочный код