Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№19 (436) 17 мая 2004 г. События. Оценки

СПАСИБО ТОВАРИЩУ ГЮНТЕРУ... За наше «недососедство»

17.05.2004
Отдел политики

Весной прошлого года в какой-то светлой европейской голове возникла идея улучшить отношения с Беларусью, которая 1 мая 2004г. стала страной, граничащей с ЕС. Доброжелательные еврочиновники посчитали, что с соседями ссориться негоже, и включили Беларусь в черновик программы «Новое соседство», предусматривающей новые, куда более льготные, условия двустороннего сотрудничества. Уже тогда перспектива получения европейской «морковки» оставила нас хладнокровными и никаких встречных шагов к Европе у Беларуси не спровоцировала.

На доработку и оформление новой стратегии в единый документ Еврокомиссии понадобилось ровно столько же времени, сколько Беларуси, чтобы окончательно убедить европейцев в том, что дружить с нами нецелесообразно. Еще в апреле прошлого года в Брюсселе о программе «Новое соседство» говорили как об исключительном шансе, который получили правительство и народ Беларуси. Масштаб предусмотренных программой улучшений контактов руководства РБ и Еврокомиссии был столь широк, что со стороны белорусской оппозиции перспектива принятия новой стратегии была воспринята неоднозначно: послышались недовольные возгласы о том, за что это наш режим, удушающий прессу и демсвободы, получил вдруг такие поблажки.

Но вместо того чтобы создать хотя бы видимость заинтересованности в сотрудничестве с Европой, Беларусь продолжала гнуть свою изоляционистскую линию. Скандал с запретом в Минске фестиваля, посвященного расширению Евросоюза, случился как раз кстати - аккурат в преддверии грядущего летнего саммита ЕС, на котором представители 15 стран рассмотрят и утвердят стратегию «Новые соседи».

Нетрудно понять, кому именно мы можем быть благодарны за возвращение Беларуси на круги своя, т.е. к изоляции. Подготовку программы курировал комиссар Европейской комиссии по делам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген.

13 мая Ферхойген прокомментировал случившееся радио «Свобода». По его словам, в ближайшее время Молдова и Украина «получат так называемый план действия к повышению интенсивности контактов между этими странами и Евросоюзом». Получить такой же план Беларуси помешало «авторитарное правительство, благодаря которому Еврокомиссия дисквалифицирует Беларусь из числа стран, с которыми Евросоюз хотел бы подписывать какие-то договоренности». «Пока в Минске не произойдут определенные перемены, не будет никакого подключения Беларуси к политике «Нового соседства», - добавил Ферхойген.

При этом он отметил: «Мне жаль говорить, что ситуация в Беларуси очень мрачная. До сих пор мы не сотрудничаем с правительством этой страны, не имеем так называемых контрактных отношений или диалога. Я считаю, что в нынешней ситуации невозможно обсуждать с Беларусью какой-либо план действий».

Таким образом, Беларусь в отношениях с ЕС умудрилась получить особый статус. Если прибалтийские республики первыми из числа бывших стран СССР присоединились к Евросоюзу, то Беларусь, граничащая с ЕС, в политическом плане теперь отстоит от него дальше всех своих соседок.

НАМ ЗАПЛАТЯТ ЗА ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Выступая в минувшую среду в Брюсселе, Гюнтер Ферхойген пообещал, что объединенная Европа готова добиваться, чтобы ее окружали процветающие и хорошо управляемые страны. С этой целью в ЕС разработана и утверждена «политика добрососедства». По этой программе нам светит точечная экономическая поддержка от Европы и укрепление торговых связей. Это немало, если Беларусь войдет в «кольцо хорошо управляемых стран вокруг ЕС». Вопрос вхождения республики в кольцо дружественных стран от Марокко до России не столь однозначен.

Разработанный для каждой страны индивидуальный план будет учитывать приверженность ценностям ЕС, включающимсоблюдение прав человека, законности, наличие эффективного управления, рыночных принципов в экономике.

По мере выполнения Беларусью предложенного ЕС индивидуального плана в части социально-экономического развития двери европейского рынка будут раскрываться все шире и шире.

Усилия каждой страны по выполнению плана будут оценены посредством определенного размера финансовой поддержки. Источником финансирования «европейской политики добрососедства» станет утвержденный бюджет, который пока невелик. На 2004-06гг. его ресурсы не превысят 255 млн. евро. Это немного, но с вступлением в действие с 2007г. нового финансового механизма - «европейского инструмента для соседей», размер бюджета будет существенно увеличен.

Впрочем, пока Минск не начнет проводит реформы и не прекратит преследование оппозиции, в Брюсселе не готовы проводить в полном объеме концепцию «европейской политики добрососедства» по отношению к нашей республике.

Таким образом, новая внешнеполитическая доктрина ЕС лишает Беларусь возможности использовать от случая к случаю тактику налаживания взаимоотношений с объединенной Европой в качестве инструмента влияния на Россию. Белорусским властям предстоит раз и навсегда решить: к какому берегу пристать, с кем объединяться и к каким стандартам внутригосударственного управления стремиться? Иначе за процветание в отдельно взятой стране платить будет некому.
Добавить комментарий
Проверочный код