Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (436) 17 мая 2004 г. События. Оценки

СПАСИБО ТОВАРИЩУ ГЮНТЕРУ... За наше «недососедство»

17.05.2004
Отдел политики

Весной прошлого года в какой-то светлой европейской голове возникла идея улучшить отношения с Беларусью, которая 1 мая 2004г. стала страной, граничащей с ЕС. Доброжелательные еврочиновники посчитали, что с соседями ссориться негоже, и включили Беларусь в черновик программы «Новое соседство», предусматривающей новые, куда более льготные, условия двустороннего сотрудничества. Уже тогда перспектива получения европейской «морковки» оставила нас хладнокровными и никаких встречных шагов к Европе у Беларуси не спровоцировала.

На доработку и оформление новой стратегии в единый документ Еврокомиссии понадобилось ровно столько же времени, сколько Беларуси, чтобы окончательно убедить европейцев в том, что дружить с нами нецелесообразно. Еще в апреле прошлого года в Брюсселе о программе «Новое соседство» говорили как об исключительном шансе, который получили правительство и народ Беларуси. Масштаб предусмотренных программой улучшений контактов руководства РБ и Еврокомиссии был столь широк, что со стороны белорусской оппозиции перспектива принятия новой стратегии была воспринята неоднозначно: послышались недовольные возгласы о том, за что это наш режим, удушающий прессу и демсвободы, получил вдруг такие поблажки.

Но вместо того чтобы создать хотя бы видимость заинтересованности в сотрудничестве с Европой, Беларусь продолжала гнуть свою изоляционистскую линию. Скандал с запретом в Минске фестиваля, посвященного расширению Евросоюза, случился как раз кстати - аккурат в преддверии грядущего летнего саммита ЕС, на котором представители 15 стран рассмотрят и утвердят стратегию «Новые соседи».

Нетрудно понять, кому именно мы можем быть благодарны за возвращение Беларуси на круги своя, т.е. к изоляции. Подготовку программы курировал комиссар Европейской комиссии по делам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген.

13 мая Ферхойген прокомментировал случившееся радио «Свобода». По его словам, в ближайшее время Молдова и Украина «получат так называемый план действия к повышению интенсивности контактов между этими странами и Евросоюзом». Получить такой же план Беларуси помешало «авторитарное правительство, благодаря которому Еврокомиссия дисквалифицирует Беларусь из числа стран, с которыми Евросоюз хотел бы подписывать какие-то договоренности». «Пока в Минске не произойдут определенные перемены, не будет никакого подключения Беларуси к политике «Нового соседства», - добавил Ферхойген.

При этом он отметил: «Мне жаль говорить, что ситуация в Беларуси очень мрачная. До сих пор мы не сотрудничаем с правительством этой страны, не имеем так называемых контрактных отношений или диалога. Я считаю, что в нынешней ситуации невозможно обсуждать с Беларусью какой-либо план действий».

Таким образом, Беларусь в отношениях с ЕС умудрилась получить особый статус. Если прибалтийские республики первыми из числа бывших стран СССР присоединились к Евросоюзу, то Беларусь, граничащая с ЕС, в политическом плане теперь отстоит от него дальше всех своих соседок.

НАМ ЗАПЛАТЯТ ЗА ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Выступая в минувшую среду в Брюсселе, Гюнтер Ферхойген пообещал, что объединенная Европа готова добиваться, чтобы ее окружали процветающие и хорошо управляемые страны. С этой целью в ЕС разработана и утверждена «политика добрососедства». По этой программе нам светит точечная экономическая поддержка от Европы и укрепление торговых связей. Это немало, если Беларусь войдет в «кольцо хорошо управляемых стран вокруг ЕС». Вопрос вхождения республики в кольцо дружественных стран от Марокко до России не столь однозначен.

Разработанный для каждой страны индивидуальный план будет учитывать приверженность ценностям ЕС, включающимсоблюдение прав человека, законности, наличие эффективного управления, рыночных принципов в экономике.

По мере выполнения Беларусью предложенного ЕС индивидуального плана в части социально-экономического развития двери европейского рынка будут раскрываться все шире и шире.

Усилия каждой страны по выполнению плана будут оценены посредством определенного размера финансовой поддержки. Источником финансирования «европейской политики добрососедства» станет утвержденный бюджет, который пока невелик. На 2004-06гг. его ресурсы не превысят 255 млн. евро. Это немного, но с вступлением в действие с 2007г. нового финансового механизма - «европейского инструмента для соседей», размер бюджета будет существенно увеличен.

Впрочем, пока Минск не начнет проводит реформы и не прекратит преследование оппозиции, в Брюсселе не готовы проводить в полном объеме концепцию «европейской политики добрососедства» по отношению к нашей республике.

Таким образом, новая внешнеполитическая доктрина ЕС лишает Беларусь возможности использовать от случая к случаю тактику налаживания взаимоотношений с объединенной Европой в качестве инструмента влияния на Россию. Белорусским властям предстоит раз и навсегда решить: к какому берегу пристать, с кем объединяться и к каким стандартам внутригосударственного управления стремиться? Иначе за процветание в отдельно взятой стране платить будет некому.
Добавить комментарий
Проверочный код