Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (436) 17 мая 2004 г. События. Оценки

ПРОСТО «ЧЕКИСТСКОЕ» МЕРОПРИЯТИЕ

17.05.2004
Сергей ЖБАНОВ

На прошлой неделе Совмин рассмотрел предложения о внесении изменений в закон об именных приватизационных чеках (ИПЧ) с целью завершения их обращения 31 декабря 2004г. Это не просто очередная попытка государства отказаться от выполнения своих финансовых обязательств перед населением республики.

За этой акцией просматривается упорное стремление властей сохранить не только право собственности на наиболее значимые предприятия республики, но и контроль правительства за финансовыми потоками, обеспечивающими пусть и неэффективное, но централизованное управление экономикой. Ведь именной приватизационный чек «Имущество» по закону является государственной ценной бумагой, подтверждающей «право его владельца на долю в приватизируемой государственной собственности». Это понятно.

Чуть сложнее обстоит дело с иллюстрацией тезиса о контроле за финансовыми потоками в народном хозяйстве. Эффективная альтернатива госуправлению инвестициями появляется только с созданием и развитием фондового рынка, которого фактически в Беларуси нет. Следовательно, белорусские предприятия до сих пор не имеют нормальной возможности развивать собственную материальную базу за счет частных, в т.ч. и иностранных, инвестиций в свои акции.

Вместо придания хоть какого-то импульса развитию фондового рынка правительство вновь пытается прекратить обращение ИПЧ и аннулировать их без какой бы то ни было материальной компенсации. Проталкивая еще в прошлом году подобную попытку решения затянувшейся истории с ИПЧ, Минфин мотивировал его отсутствием в госбюджете средств на эти цели. Хотя уже в то время была не только известна сумма обязательств, но и был разработан график погашения ИПЧ.

Исходя из номинальной стоимости чека «Имущество» по состоянию на 1 января 2002г. (3.300 рублей) для выплаты компенсации правительству потребовалось бы 656,7 млрд. рублей, или $342 млн. (по курсу на 01.01.2003г.). По графику, разработанному Минфином в 2003г., погашать долги предполагалось в четыре этапа: с 1 июля 2006г. - 173,4 млрд. рублей ($90,3 млн.); с

1 января 2008г. - 234,6 млрд. рублей ($122,9 млн.); с 1 июля 2009г. - 130,7 млрд. рублей ($68,1 млн.); с 1 июля 2010г. - 131,2 млрд. рублей ($68,3 млн.).

В связи с тем, что попытка правительства аннулировать чеки в 2003г. была отклонена парламентом, Минэкономики предложило увеличить размер компенсации на один чек до 3.600 рублей, а правительство в ответ просто в четвертый раз продлило сроки обращения чеков до 31 декабря 2004г. В итоге до компенсации по графику дело не дошло.

В 2004г. уже называют иную сумму долга государства по ИПЧ: 710 млрд. рублей, или $333 млн. в эквиваленте. Как видно, сумма потенциального долга правительства, исчисленная в долларах США, из года в год уменьшается. Происходит это не только по причине планомерного падения курса рубля, но и за счет сокращения числа неиспользованных чеков.

Это важное обстоятельство, если учесть, что в 2003г. число граждан, не получивших чеки, составляло 37,5%, а к 2004г. их число сократилось до 27%. Причем за 2003г. население обменяло на акции около 4 млн. чеков. Поэтому утверждения правительства о падении интереса граждан к чекам представляются несколько преждевременными.

Использовать аргументы подобного рода для аннулирования чеков без создания возможности свободного инвестирования даже денежных средств в любые национальные предприятия непорядочно и несправедливо. ИПЧ - это тоже государственная ценная, а не «туалетная» бумага, и никаких ограничений по их инвестированию или обращению быть не может. Но они существуют. Например, запрет на последующее отчуждение акций, приобретенных за чеки «Имущество», препятствующий развитию фондового рынка.

Однако президент считает, что беспокоиться не о чем. Более того, отвечая в ходе прямой телефонной линии на вопросы читателей некоторых СМИ в марте 2003г., он просил граждан не торопиться избавляться от чеков «Имущество»: «За чеки мы будем проводить не сегодня, так завтра интенсивную приватизацию наиболее доходных предприятий». Очевидно, что день «интенсивной приватизации» для широких масс трудящихся еще не настал, в то время как иноземцам уже раздают приглашения к приватизационному корыту.

По сообщениям информагентств, во время встречи, состоявшейся на прошлой неделе в Минске с министром национальной экономики Султаната Оман Ахмедом Маки, стратегическим инвесторам из этой далекой, но богатой страны министр экономики Николай Зайченко предложил на продажу до 50% акций таких крупнейших предприятий, как «Белшина», «Азот», «Химволокно», «Нафтан» и «Полимир».

Это значит, что трудящимся Беларуси вместо акций предприятий национального нефтехимического комплекса предстоит дожидаться реакции Лукашенко на проект закона «О внесении дополнений и изменений в закон Республики Беларусь», направленный президенту в надежде на одобрение. И эта надежда небезосновательна, поскольку 5 апреля 2002г. (за год до телефонного интервью) президент дал диаметрально противоположное указание правительству: «Приватизация будет проводиться только за деньги... Если кто-то думает, что мы обменяем белорусские ваучеры, как это было в России, на акции предприятий, - забудьте. Только денежные выплаты. Мы не такие богатые, чтобы бесплатно выкидывать акции, чтобы затем за бутылку на вторичном рынке их продавать». Подобный разброс мнений одного и того же действующего лица в роли президента делает ситуацию непредсказуемой.

В прошлом году аннулировать чеки помешали депутаты ПП НС. Но в нынешнем году, когда депутатам предстоит переизбираться, государственная позиция большинства народных избранников может возобладать над гражданской. И правительство Сидорского имеет высокий шанс протащить желанное решение.

Последствия его будут долговременны и печальны. Об этом можно судить на примере вкладов населения. Чтобы хоть как-то раскачать граждан и заставить вынуть из матрацев трудовые накопления, Нацбанку понадобился не один год. Правительство, видимо, это не пугает. Хотя деньги, которыми располагают белорусские жители, не столь мизерны, чтобы ими пренебрегать.

По последним данным Нацбанка, вклады населения в национальной валюте составили на 1 мая 1 трлн. 555,3 млрд. рублей и $562,3 млн. По оценкам экспертов, эти суммы (значительно превышающие объем всех инвестиций в основной капитал и строительство за январь-апрель т.г.) составляют чуть менее половины всех сбережений населения (около 47%). Остальная часть сбережений пока не работает, а могла бы активнее привлекаться в экономику посредством фондового рынка. Но вместо того, чтобы создать стимулы для этого и повысить эффективность работы фондового рынка, Совмин хочет отменить компенсацию и воздвигнуть очередной психологический барьер на пути формирования рыночных институтов.

Пока еще не поздно, властям стоит еще раз крепко подумать о последствиях предпринимаемого шага. Этот своеобразный дефолт по обязательствам перед населением своей страны вряд ли укрепит доверие к любым государственным ценным бумагам Минфина, которые собираются размещать на российском фондовом рынке, или Нацбанка, готового даже выйти с облигациями на европейский рынок.

Страна и так до сих пор не имеет кредитного рейтинга, а намечаемая «кастрационная» акция тем более не прибавит доверия к финансовой системе Беларуси. Зарубежные фондовые рынки просто не поймут этой «чекистской» спецоперации. Ведь весь мир давно уже не живет по правилам «продразверстки».
Добавить комментарий
Проверочный код