Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (436) 17 мая 2004 г. Личный вкус

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ЗА ДЕНЬГИ?

17.05.2004
Андрей КУРЕЙЧИК

Минский театр «Дзе Я?» (Новый драматический театр). Спектакль «Бешеные деньги» Александра Островского. Режиссер Александр Гарцуев. Художник Евгений Волков

Что это? Любопытные процессы проходят на географической периферии минской театральной жизни. Когда-то в мало кому известном кинотеатре «Родина» в самом центре старого пролетарского района рядом с автозаводом Микола Трухан и Виталий Барковский основали театр «Дзе Я?». В те романтические годы юности театр больше напоминал секту, производя на свет сумасшедшие авангардистские спектакли по пьесам Франтишка Алехновича. Случайный зритель, залетавший туда, мог лишиться рассудка от эзотерических фантазий и полного пренебрежения к традиционному понимаю сюжета и смысла. Зато сам театр ездил по Европе, выступал в Эдинбурге и имел репутацию самой передовой белорусской театральной труппы. Однако Барковский уехал в Витебск, чтобы возглавить театр им. Коласа, а Трухан умер.

С тех пор творческая политика театра сильно изменилась, и теперь последнее, что напоминает о революционном прошлом коллектива, это название. Но ему осталось жить недолго. Очень скоро на карте Минска появится «Новый драматический театр». Возможно, наилучшее представление о «новом» творческом лице «нового» театра можно получить, посмотрев спектакль «Бешеные деньги» в постановке купаловского режиссера Александра Гарцуева.

Театр, которым управляет директор, всегда легко отличить от театра, где во главе стоит худрук. Первые театры всегда работают сначала на кассу, потом на искусство. Представления о хорошем и плохом театре там проще и практичней. Единой творческой воли там нет, поэтому работы получаются разношерстные и редко представляют собой какую-то ценность для искусства. Именно такая ситуация со спектаклем «Бешеные деньги», каждая секунда которого словно вопиет: «Я, Александр Гарцуев, поставил его за деньги, честно и добротно, потратив на него ровно столько, сколько должен потратить приглашенный профессионал, призванный сделать кассовый спектакль».

Драматургия. Вообще принято считать, что высокое искусство по-настоящему интересуют только две возвышенные категории: смерть и одиночество. Некоторые присовокупляют к ним еще и любовь. С этой точки зрения Островский не занимался высоким искусством. Всю жизнь он писал о мещанах да купцах. Да и главные конфликты его пьес так или иначе касались вещей мелких, земных и материальных. И вот какая странность: о смерти своей или одиночестве человек задумывается редко и как-то нехотя, а вот о деньгах каждый день - когда они есть, то с удовольствием. Поэтому пьесы Островского даже в мелочах остаются удивительно современными и актуальными. Иногда даже создается ощущение, что сюжеты его только вчера разбирались в очередном телешоу или на страницах газет.

Режиссура. Об особенностях режиссуры Гарцуева мы писали не раз. В этой работе те, кому нравится его режиссерский стиль, энергия и экспрессия, найдут их в полном объеме и получат ожидаемое удовольствие. Те, кого раздражает все вышеназванное, тоже не будут разочарованы и смогут поплеваться всласть. Согласно заявленным правилам игры, Гарцуев сделал то, что от него ожидали: добротный, в меру энергичный и юморной спектакль, который с одинаковым удовольствием посмотрят и старшеклассники, и пролетарии, и обыватели.

Плюсы. Гарцуев придает тексту Островского современное звучание, вследствие чего отношения героев становятся особенно узнаваемыми на фоне теперешних рыночных отношений. Под новым углом раскрывается и образ главного героя пьесы - Василькова, которого играет молодой Юрий Шеланков. В его версии провинциальный предприниматель Островского предстает юным да удачливым бизнесменом наших дней, из тех, что, едва закончив школу, уже ездят на «БМВ», торгуют на рынках или открывают ларьки.

Минусы. Спектакль исключительно для внутреннего пользования. Несмотря на ряд любопытных находок, он не решает никаких серьезных художественных задач, что ставит его в ряд других необязательных спектаклей, из которых на 99% и состоят репертуары наших театров.

Драматургия/режиссура/актерская игра: 10/6/6.
Добавить комментарий
Проверочный код