Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№19 (436) 17 мая 2004 г. Личный вкус

ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ИДЕТЕ, ТОВАРИЩИ!

17.05.2004
Янка ГРЫЛЬ

Краткие мгновения расцвета белорусская документалистика обычно переживает накануне выборов и плебисцитов. Очередной шедевр АТН «Дорога в никуда» явно к ним и приурочен. Сначала фильм продемонстрировали на БТ, затем еще и на ОНТ; можно прогнозировать его появление в эфире СТВ и «Лада». Нам в который раз объяснили, что же позволило Беларуси «выйти из огненных бурь истории гордой и непокоренной» - неколебимая вера в правильность генеральной линии и готовность «намылить пятак» любому, кто в ней усомнится.

Превратности жанра. Жанр политоплеухи, открытый в свое время Юрием Азарёнком, при первом применении оказался столь эффективным, что отечественные пропагандисты решили впредь не изобретать велосипед и просто развешивать тумаки «тайными пружинами» направо и налево. Увы, пропаганда - товар штучный: то, что в первый раз может показаться лояльному обывателю криком израненного сердца пылкого и честного гражданина, а при втором просмотре списывается на плохое воспитание, при третьем уже трактуется как откровенное хамство. Если постоянно размахивать на телеэкране дубиной, круша виртуальных противников, которые к тому же немы (за хулителей всего святого в фильме крамолу изрекает ласковый закадровый голос), телезритель начинает интересоваться их взглядами или, еще хуже, по исконно славянской привычке сочувствовать гонимым. «Дорога в никуда» действительно тупиковая: она сеет ядовитые зерна сомнения в девственных душах тех самых 70%, которые обычно становятся залогом любой «элегантной победы». Откуда стойкий приверженец Александра Лукашенко узнает о президентских амбициях генерала Фролова? Только из фильма. И раз уж так ругают бравого генерала, стало быть, действительно серьезная фигура…

Превратности метода. В чем прелесть соцреализма? В том, что он абсолютно узнаваем и предсказуем. Тест на преемственность. Беларусь, 2004г.: «Нашу святую землю осквернили разрушители Советского Союза», «в одном из глухих углов так называемого «общеевропейского дома», «националистическая оппозиция, крайне правые радикалы и троцкистское крыло коммунистов», «группа идеологических диверсантов», «мастер политической провокации», «Киса Воробьянинов XXI века». СССР, 30-е годы прошлого века: «Ренегатствующие отщепенцы покусились на пролетарскую святыню», «посиделки империалистических кумушек в Лондоне и Женеве», «злобная троцкистско-бухаринская гадина и ее перекрасившиеся последыши», «помесь свиньи и лисицы», «Иудушка Троцкий». Предполагается, что на уровне спинного мозга эти словосочетания вызовут у избирателя знакомый рефлекс - гневное слюноотделение и повышение уровня адреналина в крови. Увы, за 70 лет клише поистерлись: если победа генеральной линии исторически предопределена, то стоит ли рвать глотку во имя ее поддержки?

Превратности видеоряда. Монтаж - самый простой и грубый способ иллюстрации тезиса авторов «Дороги в никуда» о том, что «во все времена на сотрудничество с противником шли люди не самых высоких моральных качеств, и отнюдь не бескорыстно». Давно знакомые кадры с акциями оппозиции перемежаются хроникой времен фашистской оккупации и фрагментами из фильмов «Противостояние» (про злодея Кротова) и «Александр Невский» (не путать с «Анастасией Слуцкой»). Если же авторы принимаются рассуждать на тему тотальной коррумпированности оппозиции, на экране появляются герои «Двенадцати стульев» - то с рюмкой, то с протянутой шляпой. «Большая жратва» - одна из магистральных тем «Дороги в никуда». Перечисляя вкушаемые отщепенцами «канапе с лососем, осетриной, языком», «шампиньоны фаршированные» и «салат из кур с ананасами», закадровый доброхот, неожиданно отбросив коммунистическую риторику, впадает в религиозное неистовство: «Но что этим богохульникам до поста!»

Выводы авторского коллектива «Дороги в никуда» (в титрах фигурирует не только несгибаемый Виктор Никольский, но и такие мэтры кинодокументалистики, как Надежда Бывалая и Агафья Усатая), не новы. Во-первых, «технология подготовки диверсантов в фашистских разведшколах и белорусских оппозиционеров 2003г. разлива практически не изменилась». Во-вторых, «гэтыя дурныя беларусы» все равно выбирают Лукашенко». Хоть бывалы и усаты Агафья с Надеждой, но с языком у них явные нелады, не говоря уже об этике. Фильм - захватывающая демонстрация уровня мышления, личностной и политкультуры ударников белорусского агитационного фронта. В этом смысле название «Дорога в никуда» вполне оправдано: верной дорогой идете, товарищи пропагандисты!

Приобретайте только на лицензионных видеокассетах.

Концепция/стилистика/резонанс: 2/3/3.
Добавить комментарий
Проверочный код