Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№19 (436) 17 мая 2004 г. Дом

ЛЕКАРСТВО ДЛЯ МЕГАПОЛИСА

17.05.2004
Ольга МИКША

В настоящее время обустроить собственный приусадебный участок считает необходимым практически каждый хозяин. Однако далеко не все представляют, что хотят получить в итоге, и готовы заплатить за зеленый дизайн большие деньги.

Стоило людям переселиться в большие города, как они скоро устали от них и стали искать спасения от нагромождения одинаковых серых коробок. Лекарство нашлось всего одно, зато простое - возврат к природным формам и цветам. Причудливая архитектура, как у Гауди и Хундертвассера, доступна очень немногим, а вот создать собственный сад под силу большинству желающих. Следом за соседними странами ландшафтный бум наконец настиг Беларусь - столица цветет, краткосрочные курсы штампуют зеленых дизайнеров, частный цветочно-газонный бизнес начал приносить неплохой доход, получил долгосрочную перспективу и стал более разветвленным. Однако за столь стремительным развитием отрасли часто не успевают ни производители работ, ни их клиенты.

ЖУРНАЛЬНАЯ МОДА

Сегодня на минском рынке ландшафтного дизайна работает около десятка компаний, имеющих достаточный стаж и опыт работы, и множество более мелких зеленых оформителей. Поскольку специалистов по усадебному дизайну в стране никогда ранее не готовили, в этот бизнес пришли те, кто уловил зарождающийся спрос и имел подготовку в области сельского хозяйства. Необходимые представления собственно о зеленом дизайне бизнесмены черпали из зарубежных книг и журналов.

Накопление собственного опыта обходилось дорого, хотя риску в первую очередь подвергалась репутация компании - через полгода уже сложно отличить ошибки, допущенные при высадке, от ошибок ухода. Собственно, и сейчас компании по ландашфтному дизайну ценят умелых специалистов. По данным опроса, который в прошлом году провел интернет-портал «Ландшафт.ру», у конкурентов в первую очередь подсматривают технологии выполнения работ, а затем - чем привлекают клиентов и какую назначают цену на услуги. Сегодня соответствующие кадры, помимо краткосрочных курсов, готовят несколько вузов. Впрочем, вместе с более фундаментальной подготовкой по специализации профессионалы отмечают у них, также как и у выпускников курсов, скудость креативной мысли.

Пожалуй, к настоящему моменту можно говорить о том, что дизайнерам и клиентам не хватает широты воображения. И те и другие ориентируются в основном на российские глянцевые журналы по этой теме - а в массовые издания, как известно, попадает сильно адаптированный мейнстрим. По-настоящему свежих идей можно набраться, пожалуй, лишь в путешествиях и на отраслевых выставках - это предполагает значительные вложения компании в повышение квалификации своего дизайнера. Те же журналы формируют у клиента обманчивое впечатление, что садовый дизайн - это легко. Например, создание газона - непременного элемента благоустройства приусадебного участка. При всей своей кажущейся простоте строительство газона вещь сложная, прихотливая и очень привередливая.

Так, первым делом с участка снимается слой грунта толщиной 10-15 см, полный сорняков, на место которого завозится новый. Затем подготавливаются плодородный слой и дренаж. Следующий этап - выбор типа газона и закупка семян. Если травосмесь будет покупать новичок, весьма вероятно, что на лужайке вырастут грубые широколиственные злаки вместо тонкой изумрудной травки (классический газон) или травки с маргаритками (марвританский).

После проведения такой подготовительной работы можно считать, что газон будет действительно красивым. А чтобы он оставался таковым в течение 300 лет (столько насчитывают некоторые старинные английские газоны), его надо лишь регулярно, без отрыва на болезни, командировки и отпуск, стричь и поливать. Поэтому после преодоления шока от затрат на устройство зеленой лужайки (в зависимости от типа квадратный метр газона может стоить до $10), через некоторое время заказчик понимает, что самому ему со своим вновь созданным ландшафтом не справиться.

Сейчас практика найма садовника для ухода за растениями получает все большее распространение. В зависимости от объема работ и количества объектов садовники зарабатывают $60-200 при занятости два-три дня в неделю, хотя труд у них весьма нелегкий.

ЗЕЛЕНЬ СТОИТ «ЗЕЛЕНИ»

В целом создание зеленой услады для очей, уставших от индустриальных пейзажей города, обходится их обладателю весьма недешево. В зависимости от предпочтений хозяина стоимость одной сотки озелененных и благоустроенных угодий может доходить до $1 тыс. (это в случае использования взрослых деревьев, хвойных кустарников, создания водоема, устройства автоматической системы полива и т.п.). К слову, купить взрослые деревья, просто необходимые для оформления больших участков, в Беларуси практически невозможно. Уже несколько лет подряд всю пригодную продукцию отечественные госпитомники продают закупщикам из России - купленные здесь за бесценок деревья в Москве продаются по $0,7-1,5 тыс. за штуку. В результате для оформления местных приусадебных участков взрослыми, старше 5-7 лет, деревьями их приходится привозить из Европы, чаще всего Польши. Но процесс закладки собственных питомников отраслевыми компаниями уже начался. Процесс получения пригодных для ландшафтного дизайна деревьев занимает до пяти лет, поэтому пока частные питомники предлагают одно- и многолетние цветы, декоративноцветущие кустарники и почвопокровные растения. Выход на рынок с большими деревьями собственного производства позволит значительно снизить цены на эту услугу.

А пока зеленый бизнес структурируется - появились компании, которые занимаются разработкой ландшафтного дизайна и выполнением работ по его устройству, которые занимаются доставкой растений из-за рубежа, устройством водоемов и т.п.

Опыт, накопленный за почти десятилетие существования в Беларуси частного ландшафтного бизнеса, позволяет говорить, что многие проблемы становления уже позади. Кроме проблем, характерных для всех отраслей белорусской экономики (например, нехватка оборотных средств), ландшафтники все еще сталкиваются с парадоксом середины 90-х: им все еще часто не доверяют клиенты, полагая, что зеленый дизайн вполне можно сделать без проекта и геодезических изысканий и особая подготовка грунта под газон – это лишние время и деньги. Справедливости ради отметим, что клиенты также изменились. Теперь вместо тривиальных огородных грядок на задворках парадного парка они стали заказывать сады запахов и горки пряностей – и глаз радует, и в земле можно покопаться.
Добавить комментарий
Проверочный код